Сырная неделя: что это такое

По поводу того, что такое Масленица, большинство людей знает две вещи: «блины» и «сожжение чучела». Но что же это такое на самом деле?

Сырная неделя: что это такое

Убеждение, что Масленица — праздник религиозный, нужно отмести сразу, причём бесповоротно. И Боже упаси вас связывать масленичное застолье с Православием.

Совсем напротив.

Масленица — древний и языческий праздник проводов зимы, русский карнавал, который по традиции сопровождался весельем и хмельными пирами, а в дохристианские времена — ещё и жертвоприношениями.

Запретить Масленицу после Крещения Руси Церковь так и не смогла, поэтому постаралась как-то христианизировать её, для чего совместила с «сырной седмицей» — последней подготовительной неделей перед Великим Постом.

Тут надо разобраться в терминологии. «Седмицей» на церковнославянском именуют неделю, а «неделей» — лишь завершающее её воскресенье.

Итак, Великому Посту предшествуют три седмицы. Первая из них — «всеядная», то есть есть можно всё и в любой день (постных дней нет). Затем идёт «рябая седмица», во время которой постные дни чередуются со скоромными.

Заканчивается она «мясопустной неделей» («неделя» в данном случае как раз и означает воскресный день), когда православные люди, собственно, и отказываются от мяса.

То есть запрет на мясо начинается уже за восемь дней до Великого поста.

Последняя седмица перед постом«сырная» (её, собственно, и принято отождествлять с Масленицей).

Догматически из «скоромной пищи» церковь в эту седмицу благословляет только рыбу, яйца и молочные продукты.

А в последний день под запретом оказываются и они, поэтому это воскресенье называют «сыропустной неделей» (впрочем другое его название — «Прощеное Воскресенье» — куда более известно).

Блины — самая что ни на есть традиционная пища в сырную седмицу. Однако заметим, что седмица перед постом — в православной традиции последняя ступень подготовительного воздержания. Да и вообще чревоугодие Церковь не приветствует. Вот и получается, что русская Масленица по сути своей не особенно религиозна. Такой парадокс.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Сырная неделя: что это такое Блины с начинкой

Фаршированные блины, или, как их часто называют, блины с начинками — частый гость на нашем столе. …

Сырная неделя: что это такое Блинчатые пироги

Блинные пироги, блинные торты или как их ещё называют, блинчатые пироги – прекрасная альтернатива …

Сырная неделя: что это такое Рецепты блинов

Блины и блинчики — мучное блюдо, готовится из жидкого теста, выпекается на раскалённой …

Блины с припеком

Блины с припеком — это блины, в которые запекли, а точнее — «припекли» какую-либо начинку. Чаще …

Масленица в ресторанах Москвы

Масленица-2014 в ресторанах Москвы

Блинные Москвы

Если печь блины на собственной кухне неохота или недосуг, остается либо напрашиваться на блины к …

Бездрожжевые блины

Бездрожжевые блины — самые простые и быстрые. На чем только их не делают! Блины на молоке и …

Блины из гречневой муки

Из гречневой муки получаются нежные блинчики красивого кофейного оттенка. Беда только в том, что на …

Дрожжевые блины

Классические дрожжевые блины (особенно гречневые) делаются на опаре. Для этого свежие дрожжи …

Масленица 2020. Рецепты

Последнюю «седмицу» (т. е. неделю) перед постом церковь называет «сырной»; в народе же её ещё с …

Масленица в 2020 году: 24 февраля — 1 марта

Какого числа будет Масленица в 2020 году? Почему она называется сыропустная неделя? Какие масленичные традиции существуют в России?

Масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы.

Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты.

Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Сырная неделя: что это такое

Масленица ( Викентий Годзь)

Традиции празднования Масленицы

На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

Сырная неделя: что это такое

Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

В храмах начинают совершать великопостные службы.

В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

  • Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.
  • В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
  • Как проводят Масленицу в семьях священников?

От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2020 году:

Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения.

Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2020 году выпадает на 19 апреля.

Сама же Сырная седмица праздником не является.

Сырная неделя: что это такое

Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число.

По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью.

Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников — это Пасха.

Читайте также:  Молитва об усопших Родителях до 40 дней

Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих — это время вступления в дни Великого поста.

Необходимо помнить о том, что Сырная седмица, в соответствии с церковным календарем, готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей.

В это время люди стараются очистить душу, чтобы подготовиться к Пасхе. Поэтому во время широких гуляний, кулачных боев, шумных игр и традиций сжигания чучела на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту.

Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Протоиерей Анатолий Малинин: Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием.

Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином.

И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают.

Рецепты блинов на Масленицу

  1. Конечно, самой запоминающейся традицией праздника Масленицы являются блины. Ниже мы предлагаем вам подборку из статей о рецептах их приготовления:
  2.  О Масленице на Правмире:
  3. Фильмы о Масленице:

Что такое Сырная седмица. Благочестивый обычай наших предков на Сырной седмице

На Сырной седмице отмечается народный праздник Масленица.

Сырная седмица — последняя подготовительная седмица к Великому посту. Её отличие — в среду и пятницу поста нет, но православным можно кушать только молочные продукты и яйца. На Сырной седмице отмечается народный праздник Масленица.

Яндекс Картинки

На Сырной седмице мясо уже не едят.

Богослужебные особенности Сырной седмицы — Православная Церковь до конца Пасхальной Светлой седмицы прекращает совершать таинство Венчания, на часах со среды уже начинают читать великопостную молитву св. Ефрема Сирина » Господи и Владыко живота моего». То есть, несмотря на царящее всеобщее масленичное веселье, Церковь готовит верующих к подвигу Великого поста.

Яндекс Картинки

На Сырной седмице у наших верующих предков был благочестивый обычай — в четверг, в некоторых регионах — в пятницу каждый крестьянский двор или благочестивые горожане кто сам своей семьёй, кто и вскладчину, накрывали богатый масленичный стол для нищих, убогих, вдов и сирот — чтобы никто не остался без угощения и масленичной радости. Стол был обязательно безалкогольным, с сыром, блинами и молочными продуктами.

Яндекс Картинки

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции.

Именно поэтому Православная Церковь и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Сама история возникновения Сырной седмицы относится к императору Ираклию ( около 641 г.

) до него, Сырная седмица продолжала оставаться мясоедной.

Яндекс Картинки

Итак, как мы рассмотрели выше, Сырная седмица является последней подготовительной неделей перед Великим постом и заканчивается Прощённым воскресеньем. В народе Сырную седмицу называют Масленицей.

Сырная седмица — последняя подготовительная седмица к Великому посту. Её отличие — в среду и пятницу поста нет, но православным можно кушать только молочные продукты и яйца.

На Сырной седмице отмечается народный праздник Масленица.

Яндекс Картинки

  • В этом году Сырная седмица ( Масленица) с 24 февраля по 1 марта.
  • Написано эксклюзивно для канала Православный Репортёр.
  • Большая просьба подписываться на канал и делиться публикациями в соцсетях.

Любые совпадения текстов в целом, дубляжи или повторения ( кроме обусловленных и отмеченных цитат) являются случайными.

Фотоматериалы взяты из личных архивов или исключительно открытых источников в интернете с указанием авторства снимков и соблюдением авторских прав.

Просьба дочитывать материалы до конца, подписываться на канал, репостить в соцсетях и рассказывать о канале друзьям и знакомым!

  1. Ещё по теме:
  2. В последние времена Москва провалится в подземное море — пророчества святых
  3. В РЖД изучают эффективность внедрения биометрии для идентификации пассажиров
  4. В России разрабатывается система распознавания человека по силуэту
  5. В Москве вновь замироточила Казанская икона Божией Матери
  6. Анахореты как основатели современного монашества
  7. В 2020 году будет произведена перепись населения в России, Белоруссии и на Украине
  8. Икона Спорительница Хлебов
  9. Как соблюдать посты нездоровым людям
  10. Какими должны быть крестные родители по канонам церкви
  11. Как приготовить грибной плов
  12. Как построить первую исповедь
  13. О постах
  14. 26 сентября день памяти обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме
  15. Как приготовить морковный торт
  16. Икона Пресвятой Богородицы Прибавление Ума
  17. Огурцы по-монастырски без стерилизации
  18. Мой рецепт котлет по-архиерейски
  19. 22 сентября день памяти Иосифа Волоцкого
  20. Монастырская пастила
  21. Карп по-монастырски
  22. Положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халпократийском храме
  23. С канала сняты все ограничения
  24. Рождество Пресвятой Богородицы
  25. Воздвижение Креста Господня

Сырная седмица (Масленица) — значение, особенности богослужения

Вслед за мясопустной неделей наступает последняя седмица перед Великим постом, которая называется «Сырной». Такое название она получила, потому что нельзя уже в этот период вкушать мясо и мясные продукты, но можно есть молочные продукты (молоко, сметану, сыр и т.д.) Многие неправильно понимают смысл этой последней приготовительной недели. Об этом пойдет речь в статье.

Значение седмицы

Главная задача этого периода – подготовка к самому строгому и длительному посту. Но многие видят ее смысл лишь в насыщении организма перед постом сытной и калорийной пищей. Хотя по обычаю сырная седмица совпадает с древним языческим праздником – Масленицей, не надо предаваться бездумному веселью и чревоугодию, а главное внимание уделять все же духовной стороне этого периода.

В конце этой седмицы следует память святых отцов-постников, что напоминает нам о духовной стороне жизни, чуждой всяких увеселений.

Как сказано в Евангелии: «старайтесь пройти через тесные врата» в Царство Небесное. А они подразумевают отречение от бездумных увеселений, роскоши, объедения, а также стремление к духовной жизни.

Это все не совпадает с безудержным и широким масленичным гуляньем, принятым в народе.

Завершает седмицу сырную самый гуманный и духовный праздник
– Прощеное воскресенье. Самый лучший в году день, ведь в это время происходит
примирение враждующих, смирение перед ближним, прощение взаимных обид.

По сути,
у христиан каждый день должен быть таким по заповеди Христовой: «прощайте, и
прощено будет вам».

Но поскольку это весьма непросто, Церковь назначила такой
день всепрощения и примирения лишь раз в году, чтобы войти в Великий пост без
обид, со спокойной совестью, по древнему монашескому обычаю.

В этот период надо постепенно готовить свой организм к переходу на простую и грубую пищу. Меньше употреблять белка, калорий и т.д. Но, зачастую, на практике у православных происходит все наоборот.

Масленица

Древний языческий праздник совпал с церковным периодом
подготовки к Великому посту. Церковь не раз уже делала снисхождение к русским
людям, бывшим язычникам, привыкшим и сроднившимся с языческими праздниками.

Некоторые праздники перешли в православие из язычества: День Ярилы – праздник
святого Илии Пророка, день Ивана Купалы – Рождество святого Иоанна Крестителя и
т.д.

Например, обычай на Троицу украшать березками храм тоже идет от язычества.

Масленица – языческий праздник встречи весны. Каждый день этой масленичной недели имел свое значение и название. Например, пятница – «тещины вечерки» и т.д.

Древние люди верили, что покойники имеют влияние на качество урожая. Поэтому если их ублажить, урожай будет богатым. Поэтому всю неделю они ходили на кладбища, устраивали тризны. Блины были символом плодородия, богатства.

Они были похожи по форме на солнышко, которое греет и дает свет.

Православные переняли обычай у язычников печь блины, потому что в период сырной седмицы нельзя уже есть мясное, а можно молочные продукты. А в состав блинов как раз входит все это. Но плохо, что мы переняли у язычников и гулянья на «широкую ногу» с объедением, пьянством и т.д.

Читайте также:  Значение имени Вадим, происхождение, совместимость, характер и судьба имени Вадим

Многие святые предостерегали православных от греховного поведения на сырную седмицу. Мы не должны уподобляться язычникам, об этом говорится и в апостольском отрывке, читаемом в воскресенье.

Последний день Масленицы – проводы. В этот день делается
чучело Масленицы, которое сжигают под всеобщее ликование и крики. Пепел
рассыпается по полям, стимулируя якобы урожай. В этом обряде присутствуют
кощунственные элементы.

Считалось, что Масленицу погребают. Поэтому девки
наряжались в попов или диаконов, высмеивая духовенство и «отпевая» Масленицу.
Часто прослеживался и эротический смысл: мужики бегали голышом, или оголяли
определенные части тела.

Понятно, что православным ни в коем случае нельзя
участвовать в этом, якобы, «невинном» празднике. Те, кто ходят на проводы
Масленицы согрешают, предают православную веру. Некоторые прельщаются
бесплатным угощением блинами, что не оправдано.

Особенности богослужения

В среду и пятницу сырной седмицы не положено служить литургию. Постов нет в эти дни, седмица сплошная.

С вечерни на среду уже читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с земными поклонами, что напоминает о приближении поста.

Во время воскресной всенощной поется «На реках Вавилонских» в последний раз, после полиелея. После Евангелия поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери».

О сырной седмице

Седмица сырная – сплошная

20 февраля в Православной Церкви принято отмечать начало Сырной седмицы. Она следует после Мясопустной недели, и в просторечии именуется Масленицей.

Те прихожане, которые хотят полностью соблюдать церковные традиции, отказываются от мяса на этой неделе, и едят лишь яйца и молочные продукты.

Именно потому данная неделя получила такое название, и является последней ступенью подготовительного воздержания перед Великим постом.

Примечательно, что Масленица по своему происхождению считается языческим торжеством, во время которого провожали зиму и встречали весну. Не зря бытовала в народе такая пословица: «Когда масленицу провожаешь, то свет солнца ожидаешь». Некоторое время в Православной Церкви боролись за то, чтобы отметить это торжество, которое так сильно укоренилось в сознании людей.

Но это не произошло, народ привык к шумным гуляниям и застольям. Священнослужители решили совместить неприятный раньше праздник с последней подготовительной седмицей, предшествующей Великому посту, чтобы можно было контролировать происходящее.

Таким образом, кощунственные разгулы во время самого поста прекратились, а Масленица обрела более светлый символизм, нежели пережиток языческой культуры.

Смысл Сырной седмицы состоит в том, чтобы обеспечить переход от обычной жизни к великопостному подвигу. У каждого верующего человека свой подвиг, который может определяться рядом факторов – пол, возраст, состояние здоровья или профессия.

Во время Сырной седмицы, в среду и пятницу не проводится Божественная Литургия, что демонстрирует покаянную скорбь и смирение перед силой Господа Бога. Ведь не зря Тихон Задонский говорил: «Во время седмицы нужно вести себя максимально воздержанно.

Не стоит поддаваться пережиткам языческой культуры, и устраивать шумные застолья. Этот период является подготовительным – нужно очистить тело и душу перед наступлением важного события, Великого поста».

Так и есть, в эти дни нужно быть максимально благочестивым, а большинство людей просто не понимают этого, прибавляя греховности в собственных поступках. Рано или поздно приходит понимание того, что нужно жить более правильно – в этом и есть основная задача постничества.

Примечательно, что основные особенности Сырной седмицы напоминают Великий пост. Как было написано ранее, во-первых люди не должны поддаваться чрезмерному развлечению. Еще одна особенность – это богослужения, они уже максимально похожи на великопостные службы.

Во вторник этой седмицы ежегодно читается молитва святого Ефрема Сирина – без этой молитвы не может обойтись ни одно богослужение Великого поста. Прихожанам рекомендуют также воздерживаться телесно, чтобы усилить духовный труд для достижения еще большего единения с Господом Богом.

Посещая церковь во время Сырной седмицы, желательно раскаяться в собственных грехах. Также рекомендуется посетить болеющих родственников или близких людей, и при возможности помочь им морально и материально. Даря сердечность и мир своим близким, мы впускаем доброту также в собственное сердце, что очень полезно для очищения и духовного роста.

Пост – это возможность научиться контролировать собственные желания и быть умеренным в них. Когда человек ограничивает себя телесно, то учится подчинять стремление тела силе духа, что помогает контролировать мирские желания.

Но, если у человека после поста начинается чревоугодничество и безмерное гуляние, то это означает лишь одно – предыдущий пост его ничему не научил. Нужно уметь воздерживаться от плотских желаний постоянно – это ключ к единению с Господом Богом и возможность обрести собственное Я.

Седмица и неделя (воскресенье) сыропустные

Седмица и неделя (воскресенье) сыропустные

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной), а в просторечии — масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т.п.) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье), перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи.
 

Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей), в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.

 

Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение». Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная».

 

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т.е. подвиг) поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера). Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния.

 

«Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися». «Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим».

«Любезно людие пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало». «Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния».

«Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани (ссоре), не в зависти и рвении (распре), не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии».

 

Подготавливая верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь в сырную седмицу не совершает таинства брака. Таинство брака не совершается в течение всего Великого Поста и Светлой седмицы (до Фомина воскресенья).

Богослужение сырной седмицы

  • В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания.
     
  • Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди.

 

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает, за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

 

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий.

Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого — окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста: пение тропарей «Богородице, Дево, радуйся», «Крестителю Христов» — и прочее последование.

В конце вечерни, после молитвы «Небесный Царю» произносится молитва святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего» (3 земных, 12 поясных, 1 земной). По «Отче наш» — «Господи, помилуй» (12 раз); затем священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее, затем — отпуст.

Читайте также:  Молитва Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

 

После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами.

 

Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие: после канона, «Достойно есть», Трисвятого и «Отче наш» тропари «Господи сил, с нами буди» не поем, но поются или читаются тропари дня и храма, затем — «Боже отец наших», «Иже во всем мире», «Слава»: «Со святыми упокой», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых» и далее по Часослову. Отпуст малый (молитва «Владыко Многомилостиве» — не читается).

 

В среду и пяток сырные на утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» на рядовой глас из Октоиха и троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология). К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец.

Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где есть трипеснцы Триоди (в среду — 3, 8 и 9, а в пятницу — 5, 8 и 9 песни), пение Октоиха и Минеи оставляется, а ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди; в другие же дни седмицы, в этом случае, оставляется только пение Октоиха.

В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом и затем — каноны Минеи и Триоди без ирмосов. По существующей практике припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

 

Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.

 

По 9 песни и ектений поется светилен троичен гласа, как и во время Великого Поста. И далее — конец утрени великопостной.

 

Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы. Тропарь 1 часа: «Заутра услыши глас мой» и подобные ему тропари на других часах не поются, а читаются.

После 9 часа сразу совершается чин Изобразительных: читаются «изобразительны» — псалмы 102 и 145 (во время Великого Поста они опускаются), и «поскору» читаются (а не поются) «Блаженны».

В конце — молитва святого Ефрема Сирина (16 поклононов) и сразу — вечерня (псалом 33 — не читается), относящаяся уже к следующему дню.

 

Вечерня после часов (в среду и пятницу сырные) совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности. После «Свете тихий» поется прокимен, читается паремия и поется второй прокимен.

Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш» поется тропарь святому из Минеи; «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря святого.

Вместо «Господи, помилуй» (40) священник возглашает сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже»; после возгласа — молитва святого Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву «Всесвятая Троице, Единосущная державо». Хор: «Буди Имя Господне». Чтец: псалом 33 («Благословлю Господа»).

Священник на амвоне возглашает: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» (до слов «Честнейшую Херувим…»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне. «Господи, помилуй».«Благослови». Отпуст.

 

В сырные среду и пятницу вечером совершается малое повечерие.

 

Если в среду и пятницу случится праздник Трех святителей (30 января/12 февраля) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта), то службы этих праздников совершаются во вторник или четверг сырные; праздники храмовой или Сретения, пришедшиеся на эти дни, не переносятся, но в конце вечерни, утрени и каждого часа совершаются по три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. Литургия служится святого Иоанна Златоуста в свое время (вечерня вечером не служится).

 

В Киево-Печерской Лавре праздник Трех святителей, случившийся в сырные среду или пятницу, не переносится, а служится по храмовой главе.

 

В сырную субботу совершается воспоминание всех преподобных отцов, просиявших в подвиге поста.

В Синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди перед ополченным войском и уже стоящим в строю говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей».

Церковь укрепляет нас перед духовными подвигами примером святых подвижников, «яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию (их), многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству.

«Кто изречет от земнородных чудныя ваша жития, отцы всемирнии? Кий же язык изглаголет священныя в дусе подвиги и поты ваша? Страдания добродетелей, измождения плоти, борения страстей, во бдениих, в молитвах и слезах? Вы в мире якоже ангели воистинну явистеся, сами бесовския силы совершенно низложисте, сотворше чудная и дивная знамения».

«Радуйся Египте верный, радуйся Ливие преподобная, радуйся Фиваидо избранная. Радуйся, всякое место и граде и стране, гражданы воспитавшая Царства Небеснаго, и сих в воздержании и болезнех возрастившая, и желаний совершенныя мужи Богу показавшая. Сии светила душ наших явишася: сами чудес зарею, и дел знаменьми, просияша мысленно во вся концы».

 

Особенность богослужения сырной субботы: утреня бывает с великим славословием.

 

В сырную Неделю, приблизившись уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово» — изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився».

 

Достойными слез и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми, а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния Богообщения и пребывания в любви Божией.

«Позавидев древле мне враг, в рай благополучна жития человеконенавистник, в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна) мя показа».

«Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести? Како не ощутила еси лыцения и зависти вражия? Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего», «удалилася еси от Бога, райскаго лишилася еси наслаждения, от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения!»

 

  1. Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
  2. «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник», мы же, «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти, отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем».
  3. В сыропустные седмицу и Неделю бывают следующие особенности богослужения.
  4. В среду и пятницу сырной седмицы Литургии не бывает, а богослужение совершается с некоторыми особенностями, присущими богослужению Великого Поста (Великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).
  5. В сырную субботу творится воспоминание всех преподобных отцов, в подвиге поста просиявших.
  6. В воскресенье сырное, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом 136 «На реках вавилонских» (сырным воскресеньем заканчивается его пение) и покаянные песни — «Покаяния отверзи ми двери» (поемые до 5 Недели Великого Поста включительно).
  7. В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.

 
 
 
 
 
 
 

На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься (Мф. 6:14-21). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.

 

Апостол (Рим. 13:11 — 14:4) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.

Ссылка на основную публикацию