Серафим Саровский: «cтяжание Духа Святого»

Религия » Религии России » Православие

1 августа по новому стилю Русская православная церковь празднует память одного из самых любимых в народе святых, преподобного Серафима Саровского. С его именем и Дивеевским монастырем, где покоятся мощи святого, связано немало пророчеств о конце света. В эти дни в Нижегородскую область стекаются толпы паломников, передает корреспондент «Правды.Ру».

Если вы терпеть не можете людей, особенно в тех случаях, когда они собираются в толпы, поездка в Дивеево может стать для вас хорошим упражнением в борьбе с грехом мизантропии. Толпы и очереди там повсюду.

Чтобы приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, которые находятся в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, нужно выстоять в очереди несколько часов. Многие приезжают сюда в надежде на исцеление, и случаев чудесной помощи святого известно немало.

В Дивеево о чудесах рассказывают как о чем-то обыденном, закономерном: супруги из Уфы привезли ребенка с опухолью мозга, мальчик приложился к личным вещам преподобного, вернулись домой, сделали УЗИ — врачи опухоли не нашли. Попросили — и дано было, все в порядке.

Труднее всего в Дивеево попасть на исповедь. Сотни людей занимают очередь с пяти утра, и все равно далеко не все желающие успевают до конца литургии услышать страстно желаемую разрешительную молитву. Монастырь-то женский, священников мало, а паломников — тысячи.

Или, может быть, Хозяйке этого места — Пресвятой Богородице и Ее верному служителю преподобному Серафиму угодно, чтобы люди в святом месте избавлялись от «конвеера» в духовной жизни: подошел «на автомате» к аналою с крестом и Евангелием, перечислил грехи, далее к Святой Чаше без остановок?

Когда видишь, что из-за места в очереди на исповедь люди дерутся, невольно задумаешься о том, что в христианской жизни является целью, а что — средством. В своей знаменитой беседе с Николаем Мотовиловым преподобный Серафим истинной целью христианской жизни называл «стяжание Духа Святого Божьяго».

  • Праздник святого Серафима
  • «Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных…
  • Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте.

Серафим Саровский:

AP

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает.

Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит, непрестанно молитесь, но да ведь, как помните, прибавляет: хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысячи языком.

И Господь говорит: не всяк глаголяй Мне, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего, то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением.

А дело Божие есть: да верует в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого», — говорил преподобный.

«И во все время беседы этой с того самого времени, как лицо отца Серафима просветилось, видение это не переставало… Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими глазами, что готов подтвердить и присягою», — свидетельствует Мотовилов о чуде.

«Дух подается, но и взыскуется. Требуется подвиг, стяжание. И подаваемая благодать открывается в некоем неизреченном свете (сравни описание Мотовилова в его известной записке о преп. Серафиме)… внутренне принадлежит византийской традиции. И в нем она вновь стала живой», — писал о великом святом протоиерей Георгий Флоровский.

Одна из самых почитаемых святынь Дивеева — Богородичная канавка. Она была построена по просьбе батюшки Серафима в последние годы его земной жизни.

Святому было открыто, что по этой тропе Матерь Божия ежедневно обходит Свой четвертый удел — Дивеевскую обитель.

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» — говорил преподобный Серафим.

В советские годы канавка была засыпана, по ее южной стороне провели канализацию. В 1997 году, через несколько лет после возобновления в обители монашеской жизни, на канавке начались восстановительные работы.

Сегодня по Канавке постоянно ходят с молитвой паломники. Некоторые из благоговения к святости места снимают обувь и идут босиком. Каждый день после вечернего богослужения по Канавке крестным ходом проходят сестры монастыря, неся впереди икону Божией Матери «Умиление».

Преподобный Серафим говорил, что Канавку не перейдет антихрист. Многие — в частности, епископ Серафим (Звездинский) — понимали это духовно: кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет. Некоторые понимают эти слова буквально и покупают дома в Дивеево, надеясь пережить там последние времена.

Еще одна достопримечательность Дивеевской обители — святые источники. Самый известный и большой из них расположен близ деревни Цыгановка.

По преданию, преподобный Серафим в советские годы чудом перенес святой источник из закрытого города Сарова в доступное для людей место. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу вблизи Арзамаса-16, явился старичок в белом балахончике.

На вопрос: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» — старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода.

На источнике царит детская, подлинно Серафимова радость. Температура ключевой воды круглый год плюс 4 градуса, тем не менее, люди в ней плещутся и, прикасаясь к святыне, расцветают.

На берегах озера, наполняемого подземными ключами, выстроены деревянные купальни. Можно купаться и в любом месте, но только не в обычном купальном костюме, а, из соображений целомудрия, в длинной рубахе.

Если вы не захватили ее с собой, рубаху можно приобрести по дороге к источнику. Торгует ими не Церковь, а просто частные лоточники.

В день памяти преподобного Серафима патриарх Кирилл совершит на соборной площади Дивеевского монастыря божественную литургию, а накануне — всенощную. Для богослужения под открытым небом перед Преображенским собором выстроен большой помост. Паломников из разных городов и стран встречает палаточный лагерь на пять тысяч человек, с кухней, столовой и прочими удобствами.

В другие дни переночевать в Дивеево не проблема — здесь можно найти приют на любой вкус и кошелек, от гостиничного центра с сауной до угла в сарае. Даже светские гостиницы оформлены в «монастырском» стиле: на стенах — иконы и изречения преподобного Серафима в рамках, строгие холщовые скатерти и занавески. В кафе — постное меню.

По преданию, в Дивеево обязательно нужно остаться не менее чем на сутки и переночевать, потому что обитель ежедневно посещает Божия Матерь и те, кому посчастливится Ее застать, получат от Царицы Небесной благословение.

Эту и другие статьи рубрики «Религия» можно обсудить в группе на «

Наставления Серафима Саровского

  • Серафим Саровский: «Когда ум и сердце,- говорил он,- соединены будут в молитве и помыслы не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».
  • Иногда, стоя на молитве, старец погружался в продолжительное умное созерцание Бога: он стоял перед святой иконой, не читая никакой молитвы и не кладя поклонов, а только умом в сердце созерцая Господа.
  • Посему всегда должно стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей; ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его, по действию Диавола.

В каждом предмете, в каждом делании подвижник видел сокровенное отношение их к духовной жизни и поучался. Отсюда замечались явления такого рода. Отец Серафим, занимаясь какой-либо работой в огороде, или на пчельнике, или в лесу, незаметно для себя на некоторый срок прерывал её; орудия работы падали из рук; руки опускались; глаза придавали лицу чудный вид; старец всей душой погружался в себя, умом уходил в Небо и витал в Богосозерцании. Никто не смел в эти сладкие минуты нарушить его сладкой тишины; с благоговением каждый взирал на старца и тихо скрывался от очей его.Серафим Саровский о Кундалини

  1. Сердце только тогда кипит возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же сия выльется, то оно хладеет, и человек замерзает.
  2. Когда человек примет что-нибудь Божественное, то радуется сердце, а когда диавольское, то смущается.
  3. Когда Дух Святой пришёл спасти нас, призывающих Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших следует перестать молиться, надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечнаго, которые он тогда возвестить изволит.

«Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего… Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают.

Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в безчисленное число раз больше.

Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте… Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.»

Заметим, что стяжание Духа Святого, о котором говорит Серафим, удивительно похоже на описание процесса пробуждения Кундалини, как о нем говорили индийские святые.

Наставления

С духом печали,- говорил он в последствии,- неразлучно действует и скука. Скука нападает на монаха около полудня и производит в нем такое страшное беспокойство, что несносны ему становятся и место жительства, и живущая с ним братия, а при чтении возбуждается в нем какое-то отвращение, и частая зевота, и сильная алчба.

По насыщению чрева демон скуки внушает монаху помыслы выйти из келии и с кем-нибудь поговорить, представляя, что не иначе можно избавиться от скуки, как непрестанно беседуя с другими. И монах, одолеваемый скукой, подобен пустынному хворосту, который то немного остановится, то опять несется по ветру.

Он, как безводное облако, гонится ветром.

Сей демон, если не может извлечь монаха из келии, то начинает развлекать ум его во время молитвы и чтения. Это — говорит ему помысл — лежит не так, а это не тут; надобно привести в порядок, и это все делает для того, чтобы ум сделать праздным и бесплодным.

Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что и рождается она от малодушия и праздности и празднословия.

Мы неусыпно должны хранить сердце своё от непристойных помыслов и впечатлений. По слову Приточника: Более всего хранимого храни сердце своё, ибо оно источник жизни.

От бдительного хранения сердца рождается в нем чистота, в которой зрится Господь по уверению Истины Вечной: Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Что есть в сердце лучшего, того мы без надобности обнаруживать не должны, ибо только тогда собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно, как сокровище хранится во внутреннем сердце. Не всем открывай тайны сердца своего.

Читайте также:  Значение имени Татьяна, происхождение, совместимость, характер и судьба имени Татьяна

Сердце Христианское, приняв что-либо Божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа, но самым тем действием убеждается, что оно небесное, ибо ощущает в себе плоды духовные: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.

Напротив. Хотя бы Диавол преобразился и во ангела светла или представлял мысли самые благовидные, однако сердце всё будет чувствовать какую-то неясность, волнение в мыслях и смятение чувств.

Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущаго века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не даёт.

Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «Иже не собирает со мною, расточает». Стяжание Духа Божиего есть тот же капитал, но только вечный и благодатный.

Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле называет куплею, и говорит всем нам: «Купуйте, дондежу приду, искупующе время, яко дние лукави суть», — то есть, выгадывайте время

для выгадывания небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Духа Всесвятого.

  • Мы думаем, что сделали добродетель, и тем-то добродетель сотворили, а до того получена ли была нами благодать Духа Божия, достигли ли мы её, и дела нет.
  • Истощай тело своё постом и бдением — и отразишь мучительный помысл сладострастия.
  • Как дело Божие — править миром, так дело души — управлять телом.
  • Похоть истребляется страданием и скорбью, или произвольною, или посылаемую Промыслом.
  • Какою мерою меришь своему телу, в такой же мере воздаст тебе Бог праведное воздаяние ожидаемых благ.
  • Хорошо бесстрастие: сам Бог дает и утверждает это состояние в душах боголюбивых.
  • Уединение и молитва — великие средства к добродетели: очищая ум, они делают его прозорливым.
  • Подвижничество требует терпения и великодушия, ибо миролюбие искореняется только долговременным трудолюбием.
  • Ум, получивший некоторую часть бесстрастия, иногда бывает непоколебим, но без дел неопытен.
  • В наставлениях своих отец Серафим всегда говорил, что хотя все старание надо иметь о душе, тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к укреплению духа, но если самовольно изнурим своё тело до того, что изнури-ся и дух, то такое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.

Старец, соблюдал известные правила в раскрытии перед другими своих благодатных дарований. Правила эти изложены им в наставлении «О хранении познанных истин».

«Не должно,- говорил он,- без нужды открывать другому сердца своего: из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну. Когда сами не сохраним её в себе, как можем надеяться , что она может быть сохранена другим?

  1. С человеком душевным надо говорить о человеческих вещах; с человеком же имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.
  2. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию.
  3. А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряете, а не найдёте.
  4. Когда же надобность потребует или дело дойдёт, то откровенно в славу Божию действовать должно, по глаголу Аз прославляющая меня прославлю, потому что путь уже открылся».

«Стяжание Духа Святого начинается уже здесь, на земле»

1 августа – день памяти и 110-летие канонизации одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 19 июля 1754 (или 1759), Курск – 2 января 1833, Саровский монастырь) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.

Сегодня мы публикуем отрывок из проповеди доктора богословия, историка церкви, протопресвитера Виталия Борового о преподобном Серафиме Саровском, произнесенной в Богоявленском соборе г. Москвы на вечерне в Неделю перед Богоявлением (15 января 1978).

Дорогие братья и сестры! …воцерковление, это освящение, эта христианизация всей жизни данной культуры, данного общества, данной страны, народа и государства, никогда не удается, если не бывает связано с преображением, изменением, освящением, воцерковлением, христианизацией каждой отдельной личности человеческой, каждого отдельного человека.

В этом и есть трагедия исторического христианства, в том, что оно провозгласило высокие общественные идеалы – создание идеального христианского общества, идеальной христианской культуры – и вместе с тем не сумело преобразовать, воспитать, христианизировать каждого отдельно взятого христианина.

И поэтому христианство как общественная сила, образующая все человечество в единое святое христианское идеальное общество и культуру, в сущности говоря, не удалось. И оно трагически не удалось. Ибо оно не сумело скомбинировать, соединить два элемента: общественный идеал и личную святость.

У нас всегда было так: или люди в личном порядке старались быть святыми, жить святой богоугодной жизнью, и тогда уходили от общественных идеалов, или люди предавались общественному идеалу и тогда забывали про личную святость.

А вот примером такого призыва церковного, Христова зова к личной святости во имя общественных идеалов, к личной святости, которая является необходимым условием всякого христианского успеха в общественном делании, является преподобный Серафим Саровский.

Вот он был удивительным святым, святым, которого трудно даже представить, трудно даже живописать другим, потому что он, пройдя весь подвиг монашеского делания, все виды монашеского отшельничества – столпничество, затворничество, все виды христианской возвышенной совершенной устремленности к Богу, и потом – духовничество, когда он был открыт для советов, для воздействия на людей, пройдя все это, он всю свою жизнь был удивительно ровен, удивительно одинаков, несмотря на разнообразие его подвигов. Всегда он был необычайно благостный, необычайно ласковый, необычайно радостный, необычайно веселый. Это удивительно! Со всеми, с кем он говорил, к кому он обращался, у него не находилось других слов, как «радость моя»: «Христос воскресе, радость моя!» Всем он говорил: «Стяжи умиление» и молился перед иконой Божией Матери, которая называется «Умиление». А что такое умиление? Умиление, дорогие братья и сестры, – это такое чувство, которое, к сожалению, редко у нас бывает. Радость бывает часто, веселие бывает часто, а умиление… Умиление – это способность радоваться, ликовать, способность быть в необычайно благостном настроении тогда, когда нет основания к этому. Человек радуется, когда имеет причины для радости, человек веселится, когда случается что-то веселое. А умиление – это способность, это особенность души, когда человек постоянно радуется, постоянно благостен, постоянно как бы по-пасхальному настроен, тогда, когда нет оснований, когда видимых причин для этого нет, когда, наоборот, все видимые причины и обстоятельства жизни противоречат этому, толкают к горю, к отчаянию, к плачу, к раздражению, к гневу, – а человек способен умиляться.

Вот это – удивительная способность преподобного Серафима. И недаром он молился перед иконой «Умиление» и всегда говорил всем, часто повторял: «Радость моя, стяжи, т.е. приобрети, умиление».

Или говорил также: «Стяжи мирный дух, стяжи умиление, – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Потому что умиление, этот мирный дух, это радостное восприятие даже несчастья, даже боли, даже безобразия, даже зла – это действует на других, как бы сообщается другим.

Я хочу, дорогие братья и сестры, вам прочитать один раздел из воспоминаний о прп. Серафиме, прочитать его собственные слова, потому что если я скажу вам, то у многих из вас возникнет сомнение, насколько верно я воспроизвел их. Ибо это будет звучать очень необычайно, а между тем, это прп. Серафим говорил.

Он говорил: «Веселость – не грех, она отгоняет усталость. А от усталости ведь уныние бывает. А хуже уныния ничего нет. Оно все приводит с собой, уныние. Вот и я, как поступил в монастырь, на клиросе тоже бывало, и такой-то веселый был, радость моя».

На клиросе был веселый, в монастыре! «Бывало, как приду на клирос-то, братия устанут, ну, уныние и нападет на них. А я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо. А в храме Божием не подобает делать дурное.

А сказать слово ласковое, приветливое, веселое слово, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда веселел, а не был бы унылый, – вовсе не грешно. Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!»

Это удивительные слова, дорогие братья и сестры, слова, которые показывают, что прп. Серафим имел этот первохристианский дух радости, постоянного веселия, постоянного умиления, постоянной ласковости.

Оттого он и призывал всех стяжать это умиление, стяжать, приобрести эту радость, потому что этим приобретается самое важное, как он говорил, – стяжание Духа Святого.

Вот, я прочитаю вам еще его собственные слова: «Молитва, пост, бдение и всяческие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее.

Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, Духа Божия. Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века правду подательствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Святого Духа».

Дорогие братья и сестры, вот этот идеал, эту конечную цель выдвигал прп. Серафим перед каждым христианином, перед каждым человеком. Радость, ласковость, умиротворенность, одухотворенность, умиление, веселие, – с тем, чтобы стяжать Духа Святого. И при этом, он говорил, стяжание Духа Святого – это не там, на небе, где оно будет полным, а оно начинается уже здесь, на земле.

Он звал людей к преображению уже здесь, на земле, к преображению, которое начинается в жизни каждого человека силою и действием Святого Духа.

Тот теосис, то обожение, которое, по учению древневосточных отцов и учителей церкви, является целью, конечным итогом всякого человека, всякой человеческой святости, уподобление Богу – оно уже здесь начинается, уже в жизни каждого человека должно начинаться.

И мы знаем, как это проявлялось у прп. Серафима. Мы имеем записи Мотовилова, человека, который общался с прп. Серафимом много лет и был исцелен им, человека интеллигентного, знающего духовную жизнь, который дословно, доподлинно записал эти переживания. И Мотовилов записал нам, как он прошел с прп. Серафимом этот путь стяжания Святого Духа.

Он не понимал, что это значит – «стяжание Святого Духа», в чем оно проявляется. И тогда прп. Серафим показал ему – взял его за плечи и сказал: «Что ты сейчас чувствуешь? Мы уже сейчас с тобой в Духе Святом!» И посмотрел Мотовилов на лицо прп. Серафима – и оно светится необычайно.

И спрашивает Серафим: «Что ты у меня видишь?» – «Я вижу такой свет, который я не могу переносить». Спрашивает прп. Серафим: «А что ты сейчас чувствуешь?» (А это было зимой, был глубокий снег и мороз, они были в лесу). «Я чувствую, – он говорит, – необычайную умиротворенность, необычайный покой, тишину и радость в душе моей». И тогда прп.

Серафим спрашивает: «А что ты еще чувствуешь?» И Мотовилов здесь описывает все те чувства преображения, которые были испытаны им, человеком, таким, как и мы, но вознесенным, благодаря прп. Серафиму, действием Святого Духа до этой степени обожения, до этого теосиса, до этого стяжания Святого Духа.

И он описывает, что он чувствовал невыразимую сладость, невыразимую радость, теплоту невероятную. Тогда Серафим сказал: «Ну, как ты чувствуешь теплоту? Ведь кругом снег и мороз, и снег, который падает с неба, на нас не тает». «Да, но я чувствую себя так, как будто бы я в бане».

Серафим и говорит: «Так вот, это и есть внутреннее стяжание Святого Духа, это Царство Божие среди нас». «Ну, а запах какой ты чувствуешь, такой, как в бане?» «Нет, такого запаха я не чувствовал еще в моей жизни. Он наполняет меня необычайной радостью и наслаждением». «Вот это и есть, – сказал он, – чувство стяжания Святого Духа».

Читайте также:  Молитва на удачу: 3 самые сильные молитвы

Дорогие братья и сестры! Это, конечно, чрезвычайное переживание, исключительный, может быть, опыт, которым прп. Серафим показал Мотовилову, что значит стяжание Святого Духа. Но это и есть то, что является целью каждого из нас: через внутреннее преображение достичь вот этого стяжания Святого Духа.

Читать онлайн "Стяжи дух мирен. Наставления прп. Серафима Саровского" автора Кабанов Илья — RuLit — Страница 4

* * *

Дух Святый вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывания с духом нашим Его Тройческого единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божеству всетворческому, по непреложному слову Божию: Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6: 16).

  • * * *
  • О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием!
  • * * *

У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого.

* * *

Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: Покупайте, пока я возвращусь, искупающе время, потому что дни лукавы (ср. Лк. 19: 13; Еф. 5: 16), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа.

  1. * * *
  2. Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег… Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный.
  3. * * *
  4. Воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.
  5. * * *

Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12: 30).

* * *

Добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого и притом, как сказано: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3: 34—35).

  • * * *
  • Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия.
  • * * *

Сказано: Бдите и молитесь, да не внидете в напасть (Мф. 26: 41), то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.

* * *

Если рассудите правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.

Стяжавайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают.

Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше.

Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост – поститесь; более дает милостыня – милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

* * *

Благодать Духа Святого есть Свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание.

* * *

Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской.

Люди не могли смотреть на него – так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был являться народу не иначе как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фавор.

Великий свет объял Его, и одежды Его сделались блистающими, как снег, и ученики пали на лица свои от страха .

Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, облако, сказано, осенило их (см. Мк. 9: 2; Мф. 17: 1-9). И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее.

Цель жизни христианина – стяжание Духа Святого

№2 (707) / 8 января ‘13

Протоиерей Евгений Попиченко Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь

Душа человека – поле битвы Добра и Зла

Протоиерей Евгений Попиченко

15 января – празднование преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Это один из самых любимых русских святых. Он приобрел любовь не знатным положением и даже не величайшим успехом миссионерских подвигов, хотя это один из великих миссионеров – его миссия продолжается до сих пор, его молитвенное предстательство за землю Русскую хранит наш народ.

Cтарец Серафим cтяжал всенародное почитание и любовь своим величайшим смирением, которым он уподобился своему Господу и Богу, Спасителю. Родился святой в Курской губернии в 1759 году в семье купца, который в подрастающем юноше видел своего преемника, а Прохор Мошнин, как звали в миру преподобного Серафима, тяготел сердцем к Богу.

Совершив паломничество в Киево-Печерскую обитель, он благословился у тамошнего старца и духовника, и тот указал ему место его подвигов – Саровскую обитель.

От всей горячей души и глубокой веры принял преподобный благословение, и началась его невидимая духовная брань с духами злобы поднебесными, которую всякий инок проводит молитвой, постом, терпением и смирением.

Через какое-то время Прохор принимает иночество с именем Серафим, затем диаконский сан, в котором чудесным образом сподобляется видения Господа, Которого видел входящим в церковь и шествующим через весь храм, затем вошедшим в икону – образ Спасителя.

Серафим испытал такое потрясение, что его были вынуждены завести в алтарь, и в таком состоянии он провел несколько часов. Дав пережить величайшую радость от встречи с Собой, Господь от нас ожидает взаимного движения и ревностных подвигов.

С чего бы человеку, который и так отрекся от мира и проводит скромное подвижническое жительство в строгом монастыре, воспринимать на себя дополнительный подвиг? Но преподобный на тысячу дней и ночей, то есть почти на три года берет на себя такой подвиг – стоя на камне и в стужу, и в зной, в дождь и в град, непрестанно призывает благодать Божию в молитве: «Боже, милостив буди мне, грешнику».

Все было в жизни преподобного – и скорби, и ненависть человеческая, и смертельные болезни, от которых избавляла его десница Божия явлением Пресвятой Богородицы, неоднократно посещавшей святого.

12 раз являлась ему Божия Матерь и говорила: «Сей от рода нашего».

Затвор, уединение, пустынь, затем одно из самых тяжелых испытаний для сердца, любящего тишину молитвенного уединения, – старческое служение народу.

Народ-то у нас падок до старцев – все хочется найти человека, который расписал бы всю будущность.

Старец-то расскажет, но готовы ли мы выполнять волю Божию, которую Господь открывает через Своего возлюбленного ученика? Величайшее испытание тщеславием, признанием и похвалой этого мира можно преодолеть, приобретя величайшую Божественную добродетель смирения и любовь.

Именно любовью согревал преподобный Серафим сердца приходящих к нему, обращаясь к любому со словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Попробуйте приветствовать друг друга такими словами, но они застрянут у нас в горле, будут фальшивыми, искусственными, потому что радости Пасхи на сердце, как правило, мы не имеем.

Почему последний этап жизни преподобного, старческое служение, назван одним из самых тяжелых? Наш народ с маниакальной настойчивостью ищет для себя руководителя из старцев, абсолютно не понимая, что это за взаимоотношения, насколько серьезны и ответственны они должны быть.

Если уж приходского батюшку без усов и бороды люди готовы сделать своим духовным наставником и прямо требуют от него: «Скажи мне волю Божию – жениться или не жениться? Продавать или не продавать?», что говорить про пожилых батюшек, у которых есть большая седая борода? Они уже априори записаны в пророки и вещатели судеб Божиих.

Если у человека всероссийское почитание, «к нему не зарастет народная тропа»…

Наш народ-то грамотный, он и сам все знает. В медицине постоянно с этим сталкиваются. Приходит человек: «помогите доктор, то и то болит». Доктор пытается, в меру своего опыта и образования, человеку помочь и наталкивается на стену сопротивления («дорого, побочный эффект, это не от того»).

Человек сам прекрасно знает, как себя лечить, врач только должен дать санкцию – рецепт, а рецепт человек еще посмотрит в аптеке: это возьмет, это не возьмет, два из семи компонентов купит и будет ими лечиться.

То же происходит и в духовной сфере – человек приходит с какими-то своими установками («хочу сделать так-то и так-то»), а старец-то волю Божию возвещает, а воля Божия очень часто с самовольным «хочу» не согласуется, а смирения и послушания нет.

Вот и происходит тяжба: старец говорит – «делай», а он говорит – «а можно так, а можно этак». Ну и что делать? Приходится старцу смиряться; хотя он знает, что ничего хорошего от этого не будет, но говорит: «Делай как хочешь». Человек уходит довольный.

Преподобный Серафим открыл нам с вами, дорогие мои, цель христианской жизни. Мы все его слова знаем, но часто, воспроизводя их как механическую формулу, не отдаем себе отчета, что это такое.

Своему «служке» Мотовилову (это Мотовилов так себя называл – «служка Серафимов») преподобный открыл, что цель христианской жизни – стяжание благодати Духа Святаго Божиего. Стяжание – значит приобретение.

Вот и подумаем, через что оно происходит и происходит ли в нашей жизни вообще – приобретаем ли мы благодать Духа Святого Божия? Дай Бог, чтобы каждый из нас понимал, зачем он живет, стремился к Богу и прилагал конкретные усилия для приобретения благодати Святого Духа Божия. Радости всем и мира о Духе Святом.

Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Стяжание – что это такое: каково значение слова и как можно стяжать Святой дух

В православии слово «стяжательство» понимается как болезненное, алчное стремление к наживе, как жажда приобретения и накопления материальных ценностей и денежных средств. Часто это неправедное, несправедливое и противозаконное стремление к накоплению различного рода ценностей, что не имеет никакого отношения к желанию жить богато и благополучно, в достатке и довольстве.

В православии, стяжательство и алчность считаются смертным грехом.

Оно приводит к внутреннему дискомфорту, к наживе любой ценой, к попыткам взять материальные ценности, деньги или славу, почет и известность незаслуженно, невзирая на закон и мораль, мнение окружающих.

Происхождение выражения

Ввел эту фразу в обращение Серафим Саровский. Как-то он беседовал с Мотовиловым о духовных вопросах. Рассуждения их касались сути веры, того, что происходит с человеком во время молитвы. Серафим Саровский сказал, что подобно человеку, пытающемуся добиться богатства и славы, действует и молящийся. Только его «достижения» лежат в иной сфере.

Читайте также:  Иисусова молитва: текст на русском языке

Верующий стремится добыть Дух Святой, объединяющий с Господом. Выражение такое позаимствовано из обычной мирской веры. Стяжание Духа Святого – это приобретение благодати. Серафим Саровский сравнил работу верующего с той, что мы производим в обычной жизни. Труды человека направлены на получение благ для себя и семьи.

Это всем понятно и не требует дополнительных разъяснений. А вот работу души, стремящейся к Господу, следует растолковывать, так как люди не могут образно представить, в чем она заключается. Серафим Саровский попытался подобрать понятное для прихожан выражение. В его устах стяжание – это получение или приобретение посредством трудов.

Причем то, ради чего работает человек, является априори наивысшей ценностью.

Смотреть галерею

  9 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего

Стяжательство как болезненная зависимость

Все мы стремимся жить лучше, обеспечить свою семью, детей и внуков. Все мы работаем и стараемся заработать больше, чтобы для родных и близких можно было приобрести все необходимое. Все с одобрением относимся к людям, которые смогли это сделать, иногда завидуем им, но не прочь добиться того же.

Стремление заработать больше для обычного человека означает возможность улучшения качества своей жизни себя и жизни близких, т. е. обменять результаты своего труда на необходимые услуги и товары.

Для стяжателя же основная цель — постоянное получение большего количества денег.

Он не ставит перед собой цели получить конкретную сумму для осуществления какого-то желания.

Негативное отношение к стяжательству связано с тем, что это неприятная и болезненная зависимость человека от приобретения ценностей, когда мерой всего становятся деньги, нет других интересов и стремлений, а другие ценности человеку не важны. Иногда стяжатели экономят буквально на всем: на одежде и качественной еде, на обстановке в квартире, на отдыхе и лечении, хотя получаемые доходы позволяют им жить комфортно и в достатке.

Деньги для стяжателя перестают быть средством для обеспечения нормальной жизни, средством обмена, они становятся основной и единственной целью жизни.

Стяжание, значение слова в творениях Св. Отцов

Святыми Отцами Церкви называют епископов древности, составивших толкования Евангелия и основные правила, по которым живут нынешние христиане. Величайшими из них были Иоанн Златоуст и Василий Великий, епископы Византии.

Св. Иоанн Златоуст, знаменитый проповедник и обличитель неправедных и немилосердных богачей, доступно для простого народа объяснял, что такое стяжание неправедное.

Он употреблял слово «любостяжание» и «стяжательство» в значении порока, любви к приобретению лишнего, ненужного состояния путём насилия и лжи. Взяточник или вор — все они называются любостяжателями. Св.

Василий Великий отмечает: нет более страшного любостяжательства, чем то, когда человек не делится с неимущими тем, что «может повредиться», т. е. испортиться со временем.

В противоположность накоплению материальных богатств святые преподобные отцы (монахи) употребляют слово «стяжать» в значении приобретать духовные сокровища, воспитывать в себе добрые качества. В Патериках (сборниках поучений преподобных отцов) часто можно встретить такие слова:

  • Стяжание Евангельских добродетелей (глава из Скитского Патерика).
  • Должно прежде всего стяжать смиренномудрие (наставление прп. Иоанна).
  • О стяжании любви к Богу (Свт. Игнатий Брянчанинов, проповедь).

Признаки стяжателя

У стяжателя проявляются черты характера, которые отталкивают от него людей. Все избегают общения с человеком, обладающим такими свойствами и привычками:

  • Мелочность, доходящая до абсурда, стремление сэкономить каждую копейку может приводить к скандалам в магазинах и дома.
  • Чрезмерная и неуместная экономия на всем: слишком дешевая одежда, еда низкого качества и только необходимая, экономия на развлечениях, отдыхе и лекарствах.
  • Попытки заработать в обход закона и моральных норм, не брезгуя взятками, вымогательством, кражами и попрошайничеством.
  • Увлечения такого человека тоже всегда связаны с возможностью что-то заиметь: если рыбалка, то рыба уйдет еду или продажу, ли вовсе браконьерство.

Алчный человек

Стяжательство определяет мужчину или женщину как алчную особу. Она готова на все ради выгоды — значение ценности, за которую она борется, определяется ее личными убеждениями. Окружающие такое благо могут воспринимать иначе.

Человек ищет корысть во всем:

  • на работе такие люди — любимчики руководства, они выслуживаются перед начальством и подставляют конкурентов, чтобы на их фоне казаться лучше;
  • в личной жизни алчные люди не способны на искренние чувства;
  • в общественной жизни стяжательство влияет на восприятие окружающих людей — из-за страха быть использованным личность выбирает добровольное заточение.

Стяжательство влияет на восприятие поступков других людей. Что бы они ни сделали, что бы ни сказали — стяжатель воспринимает это как посягательство на выгоду.

Алчный человек не терпит конкуренции: если у него появляется соперник, в противостоянии используются любые методы — от манипуляции до вредительства.

Последствия алчности

Алчность вредит личности. Она не позволяет наслаждаться жизнью. Из-за постоянной потребности накапливать деньги стяжатель портит отношения с семьей, отказывается от развлечений и хобби. Чем больше он углубляется в зависимость от накопления денег, тем меньше у него спокойствия. Постоянное внутреннее напряжение влияет на общее самочувствие.

На фоне повышенной агрессии развивается паранойя. Постепенно снижается стрессоустойчивость. Стяжатель не выдерживает ритма жизни: он много работает, чтобы пополнять сбережения. Такое состояние не проходит бесследно — у человека появляются другие нарушения психики.

Причины стяжательства

Причины стяжательства стоит искать в детстве. Если человек жил в нужде, не имел самого необходимого, что имели другие дети, родители отказывали в каких-то необходимых вещах, мотивируя это отсутствием денег, у ребенка могло сложиться впечатление о ключевой роли денег в жизни, о необходимости иметь их как можно больше, чтобы ни в чем себе не отказывать.

Стяжательство можно понимать и как стремление сделать безопасней свою жизнь, усилить контроль над своей жизнью, преодолеть страх перед жизнью.

Для этого человек, используя любые средства, ничем не брезгуя, старается создать максимально возможные запасы материальных ценностей, денег, чтобы не терять уверенности при любых обстоятельствах.

Это попытка создать надежную основу материального благополучия, которое базируется на большом запасе денежных средств, любых других ценностей. Погоня за наживой становится главной и единственной целью одержимого стяжательством человека.

Могло быть и по-другому, в семье ребенка слишком большое значение придавали деньгам и их количеству, постоянно о них говорили, обсуждали уровень благосостояния знакомых и соседей, ребенок мог перенять такой образ мыслей.

Стяжательство — это способ бегства в выдуманный мир, способ приобрести уверенность, стать полноценным.

Стяжание Святого Духа

Легко приобрести материальные богатства, труднее — стяжать добродетели. А высшей ступенью духовного роста святые считали стяжание Божией Благодати и Духа Святого.

Как можно приобрести эти качества, которые не зависят от поведения человека, а только от желания Самого Бога? О необходимости стяжания Св. Духа постоянно напоминал своим духовным чадам прп. Серафим Саровский, как лично переживший это блаженное состояние.

Беседуя в 1831 г со своим учеником Николаем Мотовиловым, он сравнивал земную жизнь человека с торговой площадью, где множество купцов старается подороже продать свой товар. Сначала будущий продавец много трудится, чтобы стяжать побольше полезных в хозяйстве вещей.

Затем, изучив покупательский спрос, везёт на рынок то, что принесёт больше прибыли. Торговля считается успешной, если купец возвращается домой с полным кошельком денег.

Придавая этой притче духовный смысл, прп. Серафим сравнивает приобретение товара для торговли со стяжанием добродетелей: милосердия, скромности, любви.

Эти качества хотя и хороши, но не имеют пользы для человека, пока он не «продаст» их Богу и не получит «деньги» — благодать Духа Святого. Стяжание Святого Духа прп.

Серафим называл целью христианской жизни, а добродетели — только средством, помощью в достижении этой Божественной Силы.

Как с помощью вырученных денег купец может приобрести всё, что ему угодно, так и с помощью Святого Духа человек получает силы творить чудеса, легко побеждать собственные страсти, наполняется силами и здоровьем, каким обладали Адам и Ева в раю, а душа его всегда радостна и спокойна.

На вопрос Мотовилова о том, как достичь такого блаженства, прп. Серафим напоминает о купце, несущем на рынок лишь тот товар, за который получает больше прибыли.

Так и христианин, чтобы стяжать больше благодати, должен творить те добрые дела, которые приносят больше утешения его душе.

При этом следует постоянно помнить, что любой добрый поступок совершается не для людской похвалы, а для славы Божией.

Чтобы эти разъяснения не остались для Мотовилова пустыми словами, преподобный Серафим попросил уБога на мгновение показать ученику, что значит находиться в силе Святого Духа. Николай ощутил необыкновенную теплоту, радость и тишину. При этом от лица прп.

Серафима исходил необыкновенный свет, в чём и проявлялось действие благодати Божией.Позже Николай Мотовилов написал книгу, где подробно описал произошедшее с ним явление.

Истинность своих слов он готов был подтвердить под присягой, что в начале XIX века имело большое значение.

Стяжательство и взаимоотношения

Стяжательство, как любые отклонения и болезни, влияет на взаимоотношения с людьми, на отношения с коллективом, соседями, семьей. Вероятно, наиболее разрушительно жадность, мелочность, скопидомство влияют на семейные отношения: мало кто захочет прожить жизнь с одержимым человеком, причем одержимым не каким-то благородным и высоким делом, а накопительством, мелочной экономией.

На работе, во взаимоотношениях с коллегами будут проблемы, т. к. в отношениях нужно поддерживать баланс, а стяжатель не способен отдавать, он стремится только брать.

Вылечить стяжательство, перевоспитать очень сложно. Необходимо попытаться поднять самооценку человека, показать его ценность независимо от денег, попробовать увлечь чем-то, хотя переделать взрослого человека, если он не захочет, трудно.

  Нужен ли гражданский брак? В поддержку свободной любви

Если человек сам захочет измениться, поймет свою зависимость, можно считать, что первый шаг к выздоровлению сделан, в этом случае помощь родных и близких будет нелишней.

Слово «стяжание» в текстах Св. Писания

Вот несколько примеров использования слова «стяжание» в церковнославянских текстах Евангелия и Ветхого Завета:

  • Слышав же юноша слово, отъиде скорбя: бе бо имея стяжания многа (Мф;19.22). Евангелист Матфей описывает случай, произошедший в Иудее. Ко Христу подошёл богатый юноша с вопросом, как угодить Богу? По его словам, все десять заповедей он неукоснительно соблюдал. Тогда Господь, желая испытать молодого праведника, призвал его: «Раздай свои имения и следуй за Мною.» Услышав это, юноша с печалью отошёл от Христа, потому что имел много богатств, с которыми ему жалко было расставаться. В этом коротком рассказе слово «стяжания» употреблено в значении «имения», собранные за много лет богатства. Эти стяжания мешают юноше стать совершенным.
  • Постави его господина дому своему в князя всему стяжанию своему (Пс. 104).Это стих из псалма, где описывается событие ветхозаветного (т. е. до Рождества Христова) времени. Один из двенадцати сыновей патриарха Иакова Иосиф, был продан египтянам в рабство собственными братьями. Но египетский фараон сразу разглядел красоту, ум и таланты нового невольника. Вскоре он приказал поставить Иосифа управляющим в своём царстве. В этом случае слово «стяжания» означает «собственность царя», то есть, все государственные ценности, принадлежащие фараону, и народ, которым он владеет.
  • Помяни сонм твой, eгоже стяжал eси исперва (Пс. 73). В этом случае «сонм» означает евреев, которых избрал, «стяжал» Себе Бог с первых времён, то есть, издревле.

Синонимы нашего термина

Словари разъясняют наш термин исходя из его мирского содержания. Синонимами к нему называются «корыстолюбие», «сникание» или «имущество». Человек стремится к более благополучной жизни. Одни честно работают, другие хитрят и обманывают.

Но цель у них одна – разбогатеть, сладко кушать, находиться в безопасности, жить лучше других. То есть под стяжанием понимается приобретение ценности любыми путями. Опять же смысл слова уточняется дополнительными во фразе. Например, у А. Н. Апухтина есть выражение «Стяжанием неправедным богатый».

Суть его вполне понятна. Говорится о человеке, обогатившемся воровством.

Смотреть галерею

Ссылка на основную публикацию