Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Один из наиболее известных Святых – Ефрем Сирин. Его авторству приписывают важную молитву – Великопостную. Читается она при условии выполнения определенных правил, это позволяет повысить эффективность произносимых молитвенных слов.

Главная особенность данного текста – необходимость выполнения поклонов, причем не однократно, а несколько раз. Ефим Сирин написал множество трудов, среди них отмечают Слезные моления, Молитвы ко Пресвятой Богородице (читается перед иконой Божьей Матери).

Можно узнать о его житие из книг.

Путь к новой жизни — покаяние

Ефрем Сирин – христианский поэт, является также богословом. Отчасти эти способности позволили ему написать поистине наиболее действенную молитву о покаянии, благодаря чему она приобрела соответствующее название – покаянная. Кроме того, читается текст в течение Великого Поста. Отсюда произошло еще одно название – Великопостная.

Ефрем после смерти был канонизован

приобрел статус Преподобного.

По новому стилю календаря память о нем совершается 28 января (в православии). С тех пор это день преподобного Ефрема Сирина. Родился же он у благочестивых людей.

Однако нельзя сказать, что молодой человек соблюдал заповеди в молодые годы.

Наоборот, Ефрем совершал неблаговидные поступки, из-за чего однажды услышал голос, который спросил, много ли он обид причинил людям, насколько тяжела эта ноша для них и для него самого. Это помогло переоценить свои поступки, помыслы.

Ефрем стал отшельником, в течение всей жизни каялся во грехах. Само слово «покаяние» означает буквально «перемена ума и свойств души».

Соответственно, мирянин, который раскаивается во грехах, молится о прощении, приближает Царствие Божие и сам попадет туда. Покаянию предшествует снизошедшее понимание глубины собственной вины перед другим человеком, греха.

Также при этом возникает чувство раскаяния. Если искренне просить прощения у Господа, то грехи будут отпущены.

После этого изменяется образ жизни

мыслей, появляется осознанность в мыслях, действиях.

Человек более не поступает, не думая, а оценивает риски совершения неправильных поступков для себя и окружающих, не живет во грехе, так как избегает соблазнов, может противостоять им. Также и Ефрем покаялся.

До конца дней своих он совершал благочестивые поступки. Он избрал свой путь – занимался написанием сочинений, которые в дальнейшем зачитывались в церквях, некоторые из них вошли в богослужебное употребление молитв.

Ефрем также писал стихотворения, которые потом использовались против ереси.

Несмотря на высокий уровень знаний, Сирин Ефим называл себя «неученым, маломысленным». На самом же деле многие мудрейшие того времени восхищались тем, насколько он был умен. Преподобный занимался переводами, знал Псалтырь.

Он также предложил толкование Святого Писания (псалмов). Однако творения Ефрема дошли до современного мира лишь частично.

Он написал более 1000 произведений, сочинений, а опубликовано же было порядка четверти указанного количества.

Причем многие труды, которые приписывает Сирину славянская традиция

не являются подлинными.

Современники нарекли Сирина Сирийским Пророком. Ефрем писал не только сочинения, но и излагал свои мысли и чувства о будущем, настоящем. Его считали настоящим оратором христианского слова. Причем он не использовал в речах искусственные словесные конструкции. Творения Ефрема были лишены празднословия.

В своих проповедях Ефрем говорил о приближении страшного суда, покаянии (в первую очередь), советует родителям говорил уделять должное внимание воспитанию детей. Причем Святитель Ефрем читал проповеди, но при этом они лишены мрачности. К слову, сам Преподобный все время говорил о том, что уныние – грех. Если у читающего есть дети, он должен просить и за них.

Даже когда человек испытывает душевные муки за грехи, которые совершил, он не должен уничижать себя.

Уныние – это состояние, при котором может активизироваться программа самоуничтожения,

а вслед за тем наступит и физическая смерть.

Особые детали жития Святого можно найти на сайте Оптина Пустынь.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Текст молитвы святого Ефрема Сирина «Владыка живота моего» (Великопостной) на русском языке с ударением на каждый день

Многие священнослужители уверенно заявляют, что покаянная молитва Ефрема Сирина содержит в себе и раскрывает основы христианства. Произносится она в соответствии с правилами, при этом нужно совершать поклоны. Если читается Великопостная молитва Ефрема Сирина, текст на русском языке поспособствует более быстрому ее запоминанию.

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в.

Ами́нь.

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго.

Отправьте эту молитву близким

Аудио версия молитвы – слушать онлайн

Всегда лучше самостоятельно произносить молитвенные слова. Однако запись богослужения, пения религиозной песни или произнесения молитвы тоже облегчит состояние в болезни, горестях. По этой причине рекомендуется периодически прослушивать аудио запись. Делать это следует, когда нет возможности самостоятельно читать текст. Есть в свободном доступе файлы с музыкой на заднем фоне.

При этом читается полный тест Покаянной молитвы.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина в Великий Пост читается с глубоким чувством покаяния, благодарности за все дары Господа. С первых строк молящийся обращается к Богу, как владыке всего сущего, он проявляет убежденность, что Отец Небесный является не только создателем мира, вселенной, но и автором своих творений (людей).

Столь глубокий смысл заложен в одной короткой фразе

которая означает смирение – читающий принимает любую волю Всевышнего.

Далее, молящийся просит Господа избавить от основных наиболее тяжких грехов: превосходства, праздности, уныния, празднословия (пустословия, безосновательной высокопарности в речи). Кроме того, когда молитва Ефрема Сирина читается, при обращении к Богу просят о получении, приобретении других душевных качеств:

Это основные качества, при наличии которых человек перестает грешить, поддаваться соблазнам. Но даже если произносится такая молитва, необходимо помнить о том, что она не является волшебной пилюлей. Это значит, что в трудные времена, когда душа тяготеет к греховным радостям земным, следует усиленно молиться, чтобы преодолеть их.

Когда произносятся последние строки читаемого текста, через них молящийся просит Господа помочь преодолеть грех осуждения брата своего (здесь – любого другого человека). Последние слова содержат просьбу об очищении души.

Вот почему Великопостная молитва Ефрема Сирина помогает приблизиться к Господу.

Положительный посыл души при этом становится еще более сильным, так как чтение выполняется в пост, когда человек сознательно ограничивает себя во многом.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Зачем столько поклонов?

Когда начитает читаться Покаянный канон, каждое прошение перемежается с выполнением поклонов. Это позволяет приблизиться к Божественному. Поклоны вместе с покаянием способствуют отпущению грехов, если все действия выполнялись искренне. Благодаря этому человек восстанавливает не только душу, но и тело.

Поклон буквально означает признание силы того, в отношении кого они совершаются

в данном случае – Бога.

Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?

Если планируется улучшить состояние души, можно соблюдать правила произнесения молитвенных слов. Рекомендации:

  • начинают ее читать за 1 неделю до Великого Поста – вторник Сырной седмицы;
  • заканчивают чтение в Великую среду Страстной седмицы;
  • произносить молитвенный текст следует после каждой великопостной службы, причем это рекомендуется делать ежедневно, начиная с понедельника и заканчивая пятницей;
  • при первом чтении после каждой фразы с прошением нужно выполнять рекомендации – делать по 1 поклону, причем он должен быть земным;
  • после прочтения читают «Боже, помилуй мя грешного», причем важно повторить это 12 раз;
  • при чтении короткой молитвы «Боже, помилуй мя грешного» поклоны должны быть поясными;
  • на последнем этапе текст следует читать еще 1 раз, после этого делают 1 земной поклон;
  • священные слова произносит священнослужитель в церкви;
  • молитву можно читать утром или вечером, что зависит от того, какие дни недели впереди, причем утренние и вечерние молитвы всегда одинаково произносятся – с поклонами;
  • можно скачать текст и читать дома перед иконой.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Церковнославянский текст, читается дома

Версия молитвы на древнеславянском языке также приносит хорошие результаты. Однако в данном случае снижается вероятность глубинного проникновения, поиска смысловой нагрузки. Без понимания молитвы будет сложно проникнуться искренностью.

Необходимо прочесть вариант текста с ударениями. Если молитва сложно дается, следует вернуться к ее прочтению на русском языке. Причем есть возможность читать онлайн текст. Его можно распечатать для собственного удобства. Перед скачиванием нужно выбрать путь, где будет сохранен файл на ПК, чтобы можно было легко найти его.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома
Скачать молитву “Владыка живота моего”
Отправьте эту молитву близким Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома
Распечатать молитву “Владыка живота моего”
Отправьте эту молитву близким

Смотреть с субтитрами видео-молитву: Молитва преподобного Ефрема Сирина

Молитва обидящих Ефрема Сирина

Если прочитать данный текст, можно будет вскоре простить обидчиков, врагов. При этом смягчается душа. Читающий молит о прощении для тех, кто был несправедлив к нему, обидел, причинил серьезный вред здоровью. Написание такого текста уже само по себе говорит о святости Ефрема, так как только человек бескорыстный может молиться о врагах, не защитив себя.

  • Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!
  • Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!
  • Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего;
  • но по неизреченному милосердию Своему
  • и по безмерной благости Своей ни в этой жизни,
  • ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!
  • Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой,
  • потому что пред всеми благословен Ты во веки веков.
  • Аминь.
Читайте также:  40 дней после смерти: что значит и как поминать усопших

Отправьте эту молитву близким Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома
Скачать молитву об обидящих Ефрема Сирина
Отправьте эту молитву близким Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома
Распечатать молитву об обидящих Ефрема Сирина
Отправьте эту молитву близким

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

При произнесении такого текста присутствуют главные факторы: благодарность Богу, смирение, покаянный настрой. Данные качества должны быть присущи последователю Христа. Восхваление Сына Божьего, просьба о прощении грехов – это важные этапы подготовки к Пасхе, а потому данная молитва должна читаться во время Великого Поста, что позволит подготовить душу к празднику.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Эта молитва может выступать не только в качестве способа покаяния, но также и вместо акафиста, когда возносят Сына Господа, восхваляют его волю. Кроме того, в тексте озвучивается потребность в раскаянии во грехах, что также важно во время Рождественского поста.

Молитву читают в декабре, причем делают это многократно.

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

Смысл заключается в том, что молящийся просит Отца Небесного избавить от таких грехов, как уныние, дух праздности, празднословия, любоначалия (превосходства во всем). Говоря «не даждь ми», человек таким способом дает понять, что он слаб духом и подвержен соблазнам. Тогда он уповает на Бога, просит уберечь от греха, дать сил противостоять ему.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

Это обусловлено тем, что молитвенные слова о покаянии имеют существенный вес. Человек, который не покаялся, не сможет приблизиться к Богу, также он не в силах будет приблизить Царствие Божие на земле. Искреннее покаяние помогает очистить душу, тогда же Господь прощает грехи.

Отправьте эту молитву близким

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост 2019

Молитва Ефрема Сирина в Великий Пост установлена центральной великопостной молитвой. Она ежедневно прочитывается с поясными поклонами, кроме выходных дней. В выходные построение службы несколько иное. Святой Ефрем Сирин кратко и в то же время глубоко сосредотачивает внимание молящегося человека на грехах и даровании качеств, с помощью которых необходимо их побороть.

Великопостная молитва Ефрема Сирина — путь к покаянию

Исследуя текст молитвы Ефрема Сирина в Великий Пост, рассмотрим подробнее перечисленные в ней греховные состояния и качеств, которые эти состояния обезвреживают.

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

  • Праздность. Она имеет несколько синонимов: лень, невнимание, небрежность. Другими словами это пассивное существование и нежелание что-либо делать. У этого состояния на любой духовный порыв возникает вопрос: зачем. Тем самым это говорит об опасности бесполезной траты сил и энергии на пустую борьбу. Человек, становится обесточенным существом, постепенно теряющим смысл своего бытия. Она как яд для духовной жизни, не дающий возможности духовного развития.
  • Как следствие этого греха, человек впадает в очередной грех — уныние, который может привезти не только к тяжёлым душевным состояниям, но и физическим заболеваниям. Уныние считается духовным самоубийством, то есть христианин становиться слепым, нежелающим видеть свет. А от духовного суицида до физического один шаг.
  • Молитва Ефрема Сирина в Великий Пост указывает на грех любоначалия, что означает любовь к власти. Примеров этого греха достаточно. Ведь именно властолюбивые люди, ленивы, они пропагандируют лёгкое отношение к жизни. Любители известной пословицы «Я начальник – ты дурак» заполняют свою внутреннюю пустоту, поступками, которые унижают других людей.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Молитва Ефрема Сирина в Великий Пост указывает на грех любоначалия

Любовь к власти проявляется не только в сфере политических, управленческих структур. Она может проявляться и в семье, межличностных отношениях.

Это значит, что не Всевышний, а человек становиться центром жизни.

Личные желания, рассуждения, поступки направлены на подчинение других людей, вне зависимости от плоскости общения: семья, работа, любое общение. Отсутствие уважения открывает выход равнодушию и презрению.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Последним грехом в молитве стоит празднословие

  • Последним грехом в молитве стоит празднословие. Если задуматься сколько времени тратиться на пустые, ненужные разговоры. Речь это Божий дар, который человек растрачивает, не задумываясь о последствиях. Только человек наделён свойством речи. Святые отцы говорят, что речь это явный признак божественного создания в человеке. Слово сильнейшее оружие –  по аналогии с оружием огнестрельным может защищать, а может уничтожать.

«В начале было Слово» — сказано в Священном Писании. Если слово теряет признак божественности, оно теряет положительное качество. Иными словами, оно становится губительной формой общения, которое усиливает все предыдущие описанные греховные состояния.

Великий Пост: продолжительность в 2019 году

Добродетельные определения в молитве Ефрема Сирина

Осознав, что этим состояниям подвержен любой христианин, святой Ефрем Сирин направляет душу человеку на покаяние с просьбой о даровании положительных состояний. Чтобы выучить наизусть молитвенные слова, будет полезно слушать молитву святого Ефрема Сирина в аудиоформате.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Ефрем Сирин направляет душу человеку на покаяние с просьбой о даровании положительных состояний

Первое из добродетельных качеств это целостность или целомудрие. Это состояние души говорит о том, что в человеке выстроена духовная иерархия христианских ценностей. И во главе их находится Господь, а не человек. Но Господь всегда не над человеком, а для него, поэтому именно при таком понимании Его господства, человек никогда не почувствует какого-либо давления со стороны Бога.

 Загрузка …

Следующим духовным качеством названо смирение. То есть безропотное принятие любых негативных ситуаций, скорбей, что в реальной жизни очень непросто достигается, ибо человек нетерпелив. Поэтому после смирения в молитве названо терпение. Оно возможно для человека, когда он абсолютно доверяет Богу и принимает Его волю как свою.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Следующим духовным качеством названо смирение

А венцом всех усилий и преодолений является Любовь, та самая, которая ничего не имеет общего с плотскими желаниями и страстями. Та, которая сияет божественным нетварным светом главной целью на христианском пути для всех, по не нему идущих.

Календарь питания на Великий Пост 2019

Правила чтения молитвы святого Ефрема Сирина

Когда читается молитва Ефрема Сирина в Великий Пост, кладутся земные поклоны. Земной поклон выполняется на коленях. Это моление является покаянным. Правила чтения великопостной молитвы ещё состоит из краткого молитвословия: «Боже, очисти мя, грешнаго».

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Когда читается молитва Ефрема Сирина в Великий Пост, кладутся земные поклоны

Начинают молиться ещё на сырную седмицу, за неделю до начала Великого Поста, в среду и пятницу. Последний раз покаянная молитва Ефрема Сирина читается в Великую Среду на Страстной неделе.

Каждый будний день седмицы Великого Поста на окончании службы молитва Ефрема Сирина прочитывается 2 раза. На первом чтении земные поклоны кладутся после каждого прошения. После 12 раз читается краткая молитва с поясными поклонами. После почтения великопостной молитвы 2-й раз, земной поклон совершается один раз.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Начинают молиться ещё на сырную седмицу

Когда читается утром или вечером в Великий Пост молитва Ефрема Сирина в домашней молитве, то оно прочитывается по одному разу. В храме эта молитва читается соборно со священником, соблюдая правила чтения. Самовольное её чтение верующими в церкви не допускается.

Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Во вторник Масленицы впервые читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина, и будут читать весь Великий пост. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Читайте также:  Молитва на принятие Просфоры и Святой Воды

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия).

Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться.

Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; нач. 14 века. Изображение с сайта wikipedia.org

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Милосердие https://www.miloserdie.ru/article/molitva-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta/

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове © 2018-2020

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? Самое главное о молитве в материале «Правмира».

Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Текст молитвы Ефрема Сирина

  • Господи и Владыко живота моего,
  • Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
  • Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
  • Ей, Господи, Царю!
  • Даруй ми зрети моя прегрешения,
  • И не осуждати брата моего
  • Яко благословен еси во веки веков.
  • Аминь.

Молитва Ефрема Сирина. Видео:

Когда читается молитва Ефрема Сирина?

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя).

При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами.

Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить.

Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.

«Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму.

Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием.

Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла.

Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям.

Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия.

Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения.

Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин. 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность.

Читайте также:  Молитва: Царице моя Преблагая Надеждо моя Богородице

Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом.

Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад.

Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом.

Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля.

Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем.

Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем.

Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других.

Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения.

Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель.

Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему.

Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня.

Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость.

Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне.

Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего.

В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог «стал плотью».

Спасение и покаяние тогда — не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

Другие материалы о молитве на «Правмире»:

  • Молитва
  • Молитва — разговор с Богом
  • Молитва — встреча, молитва — диалог

Молитва Ефрема Сирина — Православный журнал "Фома"

Молитва Ефрема Сирина читается на богослужениях в течение Великого Поста (чтение начинается за неделю до начала поста — во вторник Сырной седмицы) до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

Творят ее таким образом:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(земной поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.

(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Молитва Ефрема Сирина — покаянная. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин, был сирийцем по происхождению и жил в IV веке. После себя этот святой оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди и поучения. Ефрем Сирин написал гимны и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.

Вот как эта молитва переводится на некоторые современные славянские языки:

Молитва Ефрема Сирина на русском

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Молитва Ефрема Сирина на украинском

Господи і Владико життя мого, дух лінивства, безнадійності, владолюбства і марнослав'я не дай мені. Дух же доброчесності, смиренномудрості, терпіння і любові даруй мені рабу Твоєму. Так, Господи Царю, даруй мені бачити провини мої і не осуджувати брата мого, бо Ти благословен єси на віків. Амінь.

Молитва Ефрема Сирина напольском

Panie i Władco żywota mego!  Nie dawaj mi ducha próżniactwa, zniechęcenia, chciwości, panowania i gadatliwości, Za to obdarz mnie, Twego sługę, duchem wstydliwości, skromności, cierpliwości i miłości, O, Panie i Królu! Spraw, abym widział moje przewinienia I nie potępiał brata mego. Albowiem Tyś łogosławiony jest na wieki wieków. Amen.

А вот как переложил эту молитву на поэтический лад А. С. Пушкин: 

  • Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв;Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на уста
  • И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Подробнее об этом стихотворении А.С. Пушкина читайте здесь

Фото Владимира Ештокина

• Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа властолюбия или сребролюбия?• Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания?• Сирийский псалмопевец

(86

Ссылка на основную публикацию