Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение

Считается, что Владимирская богородичная икона была написана во времена жития Пресвятой Девы Марии. Вышла она из-под кисти одного из авторов Евангелия – Луки, бывшего прекрасным художником. Предание гласит, что евангелист нарисовал полотно на кусочке деревянного стола, за которым трапезничал Иисус со Своей Матерью и Иосифом Обручником.

Спустя пять веков после написания образ попал в Византию, а еще через семьсот лет был отправлен на русскую землю в дар великому князю Киевскому Мстиславу.

Первой обителью святыни стал Вышгородский Богородичный женский монастырь, однако вскоре ее перевезли во Владимир-на-Клязьме, украсив святым ликом недавно воздвигнутый Успенский собор.

С тех пор икона Божьей Матери приобрела еще одно название – Владимирская.

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеИкона Владимирской Божьей Матери

Конец XIV века ознаменовался для Руси набегами монголо-татар. Когда к столице подступил хан Тамерлан, великий князь Василий Дмитриевич велел привезти из Владимира чудотворную икону.

Все десять дней, пока образ несли крестным ходом, жители сел, расположенных по пути следования святыни, сходились к ней, чтобы вознести молитву. 8 сентября 1395 года, когда она прибыла в Москву, Тамерлану явилась сияющая золотом Богоматерь, приказав убираться с русской земли.

Будучи суеверным, хан прислушался к своему видению и вместе с многочисленным войском отправился домой.

До 1480 года святой лик путешествовал между Кремлевским Успенским собором и Владимиром, пока не произошло второе сретение иконы в столицу.

Когда после революции 1917 года к власти пришли большевики, храм закрыли, а чудотворный образ передали на хранение Государственному историческому музею. Позже православная реликвия попала в Третьяковку, а с осени 1999 года находилась в Толмачевском соборе Св. Николая.

Оклад, выполненный из чистого золота и инкрустированный драгоценными камнями, сегодня хранится в Московской Оружейной Палате.

Видео «Икона Владимирской Божьей Матери»

В этом видеосюжете представлена история святого образа.

Значение Владимирской иконы

Для русских православных христиан чудотворный лик из Владимира является одним из самых почитаемых. Перед ним принято совершать помазание на царствование и проводить избрание патриархов.

Богородица не раз спасала Россию и ее народ от врагов, а потому стала национальной святыней. Помимо значимых исторических событий (победа над вражескими армиями и спасение от чумы), Приснодева запомнилась нашим предкам чудесами исцеления. Стоит сказать, что до сих пор к богородичному образу стекаются паломники со всех уголков страны, чтобы попросить Заступницу Небесную о помощи.

Иконография и стиль

Святой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса (Умиление). Божья Матерь изображена по пояс, на левой руке Ее восседает Младенец Иисус.

Христос прижимается щечкой к лицу Матери, ручками обвивает шею Родительницы, а взгляд Его полон обожания и милости. Приснодева облачена в красные одежды, голова Ее склонена к Сыну, глаза отражают всю скорбь о человечестве.

Божественная Пара, над которой сияют золотые нимбы, олицетворяет единство физической и духовной природы, безграничную любовь Господа ко всему живому.

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеСвятой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса

На обратной стороне полотна изображен престол, на котором лежит терновый венок и гвозди, предназначенные для Распятия. За ним мы можем увидеть Крест, а также копье с губкой. Такая жертвенная символика рассказывает нам о страданиях Иисуса, которые Он принял ради рода людского.

Отличить Владимирский образ от других богородичных ликов можно по левой ступне Христа, которая повернута пяточкой к богомольцам.

В чем помогает икона

Богородица является Матерью не только Спасителя, но и всего человечества. Она заступается за каждого верующего, ходатайствуя о нем перед самим Господом. К Приснодеве, как правило, обращаются по разным поводам:

  • защитить от врагов;
  • укрепить веру;
  • наставить на истинный путь;
  • уберечь от порчи и дурного глаза;
  • усмирить духовные страсти;
  • разрешить трудную жизненную ситуацию;
  • исцелить от болезней;
  • постичь счастье материнства;
  • найти хорошего супруга/супругу.

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеДни празднования святого образа

Чудеса Владимирской иконы

Церковные книги и исторические летописи сохранили в себе массу записей, подтверждающих божественную силу святого лика. Так, Владимирская икона во второй раз спасла Москву от нашествия хана Ахмата. Его войско остановилось у реки Угра, дожидаясь зимы, чтобы затем по льду подступить к городу.

Все это время русичи наблюдали за ордой из Кременца, просчитывая, как лучше защитить столицу от недругов. Когда вода начала замерзать, царь Иоанн III велел отвести войска к Боровску и готовиться к атаке.

Однако внезапно золотоордынцы стали спешно покидать свой лагерь, а вскоре полностью убрались восвояси.

Приписывают это чудесное спасение богородичному образу, находившемуся в Успенском храме, которому на протяжении всей осады молились жители столицы.

Третий раз Владимирская икона спасла Русь в 1521 году, когда столицу решил взять хан Мехмед Герай. Его войска одолели Оку и обосновались вокруг города. Люди, запертые за московскими стенами, сутки напролет молили Заступницу Небесную о помощи, помня Ее прежнюю милость.

Однажды монахине из Вознесенской обители приснился сон. Она видела священную процессию, шедшую к Спасским воротам и несущую перед собой чудотворный образ. Путь ей преградил Сергий Радонежский вместе с Варлаамом Хутынским.

Преподобные отцы, упав на колени, просили не лишать их святыни, а потом совершили божественный молебен. После этого шествие повернуло обратно, тем самым вернув богородичный лик Кремлю.

Вскоре Мехмед Герай ушел из русских земель, так и не взяв Москву.

Почитание святого образа

Значение Владимирской иконы для православных христиан сложно переоценить. Она является хранительницей России, а потому относятся к ней с особым благоговением.

Дни почитания

Святой богородичный лик спасал Русь от нашествия монголо-татар трижды. В честь этих чудес церковный календарь пополнился тремя знаменательными датами, связанными с чудотворным образом:

  • 3 июня – избавление Москвы от набега Мехмед Герая;
  • 6 июля – спасение столицы от войск хана Ахмата;
  • 8 сентября – победа над Тамерланом.

8 сентября также отмечается, как день обретения святого лика Кремлевским Успенским собором.

Храмы Владимирской иконы

По всей России построено множество церквей и соборов, освященных во имя богородичного образа из Владимира. Самыми известными являются:

  • храм в с. Оранки, Нижегородской области;
  • церковь Сретения во Владимире;
  • Владимирский собор Санкт-Петербурга;
  • храм в г. Лиски, Воронежской области;
  • церковь в г. Иваново, Ивановской области;
  • Кронштадтский Владимирский собор;
  • Северодвинский храм Владимирской иконы Божьей Матери;
  • церковь во имя Богородицы в с. Быково, Подмосковье;
  • Владимирский собор в Москве.

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеСретенский монастырь в МосквеИкона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеХрам РПсЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. МоскваИкона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеХрам Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в пос. Тонкино Нижегородской области

Чтимые чудотворные списки

Оригинал иконы, ставшей национальной святыней России, сегодня можно увидеть только в Третьяковской галерее. Однако списки ее присутствуют во многих храмах страны. Они обладают не меньшей божественной силой, а потому к ним приходят поклониться миллионы верующих.

Наверное, нет ни одного иконописца, который не сделал бы копию с этого чудотворного образа. Среди самых знаменитых полотен присутствуют работы:

  • Андрея Рублева;
  • Симона Ушакова;
  • монаха Арсения (Хитроша);
  • Алипия Печерского;
  • Селигерская Богоматерь;
  • Оранская Богородица;
  • Заоникиевская Приснодева;
  • Черногорская Божья Матерь.

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеВладимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Чудотворный Владимирский образ – это не просто очередная православная святыня. Он является знаковым для истории становления России. Именно благодаря ему наши предки устояли перед нашествием врагов и сумели сохранить страну для будущих поколений.

Владимирская икона Божией Матери: история происхождения

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение Васильева А.В.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Читайте также:  Да исправится молитва моя: текст

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем[1] ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.

Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св.

князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской», помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг.

В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние.

По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери[2].

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение

Клеймо одного из списков Владимирской иконы Богородицы, на котором изображен сюжет «сон Тамерлана»

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов.

Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение.

Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения.

Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение

Сретение иконы Божьей Матери, 2009. Ивлева Светлана

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.

), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.

), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение

Апостол Лука пишет образ Богородицы

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»).

Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном.

Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Матери-Церкви с Христом-первосвященником»[3].

Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в.

написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила.

Богословское толкование этимасии основано на Святом писании и сочинениях Отцов церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон.

Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности.

Например, в вышгородской монастырской церкви, она могла помещаться в алтаре как двухсторонняя запрестольная икона[4]. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери».

Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.

: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики[4], то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы.

В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос (ротонде святой Раки) во Влахернах.

В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города.

Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому[5] возрождению (1057—1185)[6]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значениеВ рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория[7] с золотым ассистом[8], а также часть охряного (тёмно-желтого), с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей[9], придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией»[10]. «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей[11], охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света»[12].

Читайте также:  Молитва перед операцией близкого человека

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой.

Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой.

Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Источник: http://www.pravmir.ru/

[1] Феодосий II Младший (401 — 450), император Восточной Римской империи (408 — 450), святой благоверный. Память 29 июля

[2] Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О.

Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878).

В этом древнем описании они уподобляются тому путю, которое проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…».

[3] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

[4] Там же, с. 137. Кроме того Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в.

, где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах.

Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.

[5] Компины — византийский аристократический род и императорская династия, правившая в Византии в 1057—1059, 1081—1185 гг.

[6] На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках…

  • [7]  верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.
  • [8] в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света,
  • [9] плавь– в иконописи — жидкое письмо с использованием тонкого слоя краски, накладываемого на все элементы композиции

[10] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

[11] санкирь – красочный тон коричневого, зеленоватого или коричнево-розового цвета, которым прокрывают личные части изображений. Это первый слой в структуре произведения иконописи.

[12] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407-408.

© 2020, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Владимирская икона Богородицы — это… Что такое Владимирская икона Богородицы?

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной.

Оригинал

Жизненный путь

По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.[1] Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в 5 в. н. э. при императоре Феодосии.

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха.

Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.

Сбежав с Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Переезд в Москву

«Сретение Владимирской иконы». XV в.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Чудеса

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

  • 21 мая (3 июня по н. ст. — избавление от Махмет-Гирея)
  • 23 июня (6 июля — избавление от Ахмета)
  • 26 августа (8 сентября — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана).

Местонахождение

Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).

В 1918 году ее изъяли из собора, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). Сейчас находится в церкви Николы в Толмачах (храме-музее), что при Третьяковской галерее.

Первоначальный размер (75 х 55 см) без нарощенных полей

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение

Предание

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

  • Согласно традиции считается, что икона написана апостолом Лукой.
  • Как гласит предание, доска, на которой она изображена, взята от того стола, который находился в жилище Иосифа и Марии в детские годы Иисуса Христа.
  • Существует легенда, по которой в декабре 1941 года по непосредственному приказу Сталина был совершён облёт Москвы самолётом с Владимирской иконой (аналог крестного хода вокруг стен города).
  • Считается также, что Владимирская икона оберегает восточные пределы России.

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

Икона Владимирской Божьей Матери: фото, описание и значение

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы.

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV в. (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон[1].

Датировка и сохранность

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза:

  1. в первой половине XIII века,
  2. в начале XV столетия,
  3. в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,
  4. и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым.

Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

«К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона»[2].

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы «Богоматерь Владимирская»[2] позволяет увидеть эти записи.

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 г. сняла поздние поновления[3], оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комнинского возрождения (1057—1185).

Оклады

«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами).

Читайте также:  Молитва Богородице Дево, радуйся: текст читать и слушать

Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.

; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)»[3].

Списки

«Волоколамская Владимирская икона Божией Матери». 1572 г. ЦМиАР.

С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

Влияние на другие иконографические типы

«Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского». Симон Ушаков. 1668 г. ГТГ.

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и т. д.

Интересные факты

Литература

  1. Alpatoff M. und Lasareff V. Ein byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenenepoche. — «Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen», Bd. XLVI, Hf. II. Berlin, 1925, S. 140—155 [рус. текст: Византийская икона комниновской эпохи. — Лазарев В. Н.

     Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы, с. 9-29];

  2. Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери. Прага, 1928;
  3. Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967, p. 204, 257 (с новой библиографией).

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери

Днями почитания считаются 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Молебны проводятся во имя благополучия всего государства. Перед Владимирским образом молитвы адресуются к Матери Божией, дабы просить Великую защитить от противника, помочь преодолеть различные жизненные тяготы и укрепить веру. Молитва пред данной иконой оказывает помощь в излечении от различных недугов и духовных гнетов.

Впервые Владимирская икона документально упоминается на страницах русских летописей и связано это упоминание с именем князяАндрея Боголюбского.

На страницах Лаврентьевской летописи в историях об основания княжеского стола на землях северных, говорится о том, что ушёл князь святой Андрей в 1153 году из Киева от отца в Суздаль и привез образ Пресвятой Богоматери, которая была привезена из Царьграда.

В 1155 Вышгород был передан князем Юрием Долгоруким в правление своему сыну Андрею. Однако в планы князя Андрея уже входило основание на севере нового, суверенного княжества.

В этом же году князь Андрей, не спросившись позволения отца, уезжает из Вышгорода, забрав с собой чудодейственный образ Богоматери.

Путь образа Матери Божией сопровождался неисчислимыми чудесами и предзнаменованиями. Однажды, когда путь князя пролегал близ реки Яуза, тот отправил проводника проверить брод. Однако стоило только проводнику слезть с лошади, как он стал вязнуть в илистом дне. Никому не было под силу помочь ему.

Зря его неотвратимую погибель, благоверный князь принялся усердно читать пред образом молитву, в которой обращался к Богородице, что будет виновен в смерти проводника, если Богоматерь не спасёт его. В это же время проводник чудесным образом смог освободиться из речной пучины и, запрыгнув на коня, невредимым добраться до берега.

Князь, наградив его, отправил обратно домой.

После переправы через реку, путь князя пролегал мимо Рогожских полей. Жена священнослужителя Нико¬лая, которая путешествовала вместе со спутниками князя, высадилась с повозки. Внезапно рассердившийся конь сбросил из себя извозчика и сломал ему ногу.

В этот момент жена священника угодила под копыта разбушевавшегося животного, запутавшегося в её одеждах, и пала замертво. После того, как Николаю поведали об этом случае, он принялся молиться Матери Божьей, восклицая и умоляя Небесную Царицу спасти его жену.

В тот же час коню удалось высвободиться, а бедную женщины обнаружили живой, и, более того, совершенно невредимой.

Продолжая свое путешествие близ города Владимир, кони, перевозившие священный образ остановились не в силах пошевелиться.

Князь Андрей именовал данное место Боголюбимым, ведь Богоматерь возлюбила его, после чего князь отдал указ возвести на этой участке земли 2 каменные церкви и возвел город, которому дал название Боголюбов.

После того, как князь учредил сооружение храма в городе Владимир, он велел в 1160 году перевезти в него святую икону из Боголюбова, после чего за образом закрепилось название Владимирского.

В тот период времени, когда были освящены Золотые ворота, князь Андрей собирался выходить с походом на волжских болгар, традиционно взяв с собой чудодейственный образ Влади¬мирский. Прежде чем началась битва, князь и вся его дружина принялись усердно молиться перед иконой, взывая к Матери стать их Покровом и Спасительницей в предстоящем сражении.

Укрепив свою веру, князь в ходе одной битвы разбил болгар. Князь Андрей и его войско возносили почести и хвалу Великой Матери. После этого все созерцали яркий свет, исходивший от образов Спасителя и Божией Матери, освещая всё войско. В это же время праздновал победу император Мануил в Греции, также наблюдающий чудное свечение от Креста Господня.

В 1547 в Москве полыхал великий пожар. В это время митрополит Макарий совершил молебны в Соборной церкви Успения. Всё вокруг уже полыхало и митрополита с трудом получилось вывести из огненной ловушки.

Образ Небесной Царицы, который был создан рукой святителя Петра, вынесли из пожара, однако когда попытались спасти и Владимирский образ, то не смогли сдвинуть его с места.

Во время пожара, когда огонь уже свирепствовал по улицам города, одному новокрещенному татарину едва удалось спастись за чертой города.

С этого места наблюдал он за лютующим огнем и внезапно заметил, как над Соборной Успенс¬кой церковью стоит Жена в одеждах, излучающих чудное свечение и будто бы успокаивающая ярость бушующего огня. Человек устремил внимание окружающих людей на это явление и многие из них удостоились видеть это явление Матери Божьей.

И это всего несколько случаев чудодейственной помощи Богоматери величественному городу Москве и всей Отчизне нашей, описанные в сказаниях митрополита Макария. И в будущем Матерь Божия не бросила заступаться и помогать всем, кто нуждается в Её помощи.

  • Молитва иконе Божьей Матери Владимирская.
  • Находится в Храме святителя Николая в Толмачах, г.Москва

Владимирская икона Божией Матери

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней не один раз спасли целые города от неминуемой гибели.

История иконы

По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

Где находится святой образ

Долгое время Владимирская икона находилась в святом городе Иерусалиме. В середине 12 века образ был подарен Киевской Руси и хранился в Богородичном монастыре города Вышгорода. Чуть позже Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она находилась долгое время. На данный момент чудотворный образ Владимирской Божьей Матери находится в Москве, в храме Святителя Николая.

Описание иконы

На Владимирской иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Взгляд Богоматери направлен прямо на стоящего перед иконой молящегося, лик серьезен и полон скорби о грехах этого мира.

Богоматерь крепко прижимает Младенца Иисуса к себе, а Его взгляд направлен вверх, на Богородицу. Тем самым образ показывает великую любовь Господа к своей Матери, на которую нужно равняться всем верующим людям.

В чем помогает Владимирская икона Богородицы

Владимирский образ Богородицы не раз спасал Россию от захватчиков. Именно поэтому образу молятся о благополучии страны, о спасении в сложных и опасных жизненных ситуациях, а так же о сохранении мира.

Известны случаи чудесных исцелений, происходивших во время общей молитвы перед иконой. Поэтому Владимирскому образу Девы Марии молятся об исцелении от телесных и душевных болезней.

Молитвы перед Владимирской иконой

«Всемилостивая Заступница, Покровительница и Защитница! Смиренно молим Тебя, в слезах пред Тобой преклоняясь: изгони, Владычица, смерть, попирающую души верных рабов Господа, повороти врагов и избави землю нашу от всякого зла! О, Владычице, на Тебя надеемся, и к Тебе летит молитва наша, ибо лишь на Тебя уповаем и молим спасти живот и души наши. Аминь».

Эту молитву о спасении необходимо читать, молясь за всех людей мира и желая спасения всем окружающим.

«Царица Небесная, милостивая Заступница, смиренно молю Тебя: не оставь крик мой без ответа, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего, отведи от меня беду, хвори и немощи. Да не отвратится душа моя от Господа, и молитва Всевышнему благодать ниспошлет на чело мое. Будь милостива, Богородица, и ниспошли чудесное исцеление души и тела моего. Аминь».

Эту молитву необходимо читать в любой болезни, прося об исцелении и наставлении на правильный жизненный путь.

Дни почитания Владимирской иконы Богородицы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. В это время любые молитвы Богородице могут полностью изменить вашу жизнь и судьбу.

Святыня «Благоуханный цвет» — известный в православии образ Богородицы. Икона Пресвятой Девы имеет особое значение …

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится …

Образ Богоматери во все времена особо почитался православными христианами. В числе известных икон выделяется Афонский …

Икона «Покров Богородицы» — одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона …

Ссылка на основную публикацию