Традиционная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского
Паломничество в с. Избище

Паломничество в с. Избище

 

         12 декабря 2015 года дети 1 «а» класса со своими родителями и классным руководителем Небольсиной З.С. совершили паломничество в Свято-Вознесенский храм с. Избище Семилукского района Воронежской области.

          Место это выбрано было не просто. История храма, могилки чудотворных старцев. Практически весь класс согласился на поездку.

Из истории храма:   «До 1659 года было дикое поле на месте нынешнего Избища. Первые переселенцы пришли из-под Москвы. Они в 1657 году основали Землянск. Вскоре неподалеку возникла деревня с первоначальным названием Гончариха. Наряду со скотоводством и полеводством люди занимались гончарным делом. Именно оно создало славу селению. Уникальность Гончарихи была еще и в том, что здесь большинство строений кирпичные. Наличие замечательной глины дало развитие не только гончарному делу (глиняная посуда, кувшины, детские игрушки), но и обжигу кирпича, на который был великий спрос не только в соседних селах, но и в Воронеже.

В 1695 году в Гончариху прибыл царь Петр I. Он искал места, богатые строительным дубом. В густом лесу царь обнаружил избу. Царь переночевал в ней, а на карте обозначил место – Избище. После из Воронежа сюда были присланы лесорубы, которые заготавливали лес для строительства флота.

Духовная жизнь началась с приходом первых переселенцев. Первую церковь они срубили около 1670 года. Село разрасталось, ветхая деревянная церковь не вмещала всех прихожан. В 1758 году на сельском сходе приняли решение о строительстве большой каменной церкви. Строительство величественного храма с тремя престолами продолжалось более 30 лет и завершилось в 1790 году. В этом году было и освящение храма с главным приделом Вознесения Господня. Вознесенский храм имел 2450 прихожан. Второй придел церкви был в честь Архангела Михаила. Была 45- метровая колокольня. До конца XIX века церковь располагала небольшими колоколами. Но на одном из сходов села, православные жители решили заказать несколько больших колоколов. В Воронеже на литейном заводе купца Самофалова отлили три колокола. Самый большой «Самсон» весил 6 тонн, второй – 2,5 тонны. Голос «Самсона» слышен был за 25 км в Землянске. По установившейся традиции на Светлое Христово Воскресение, в Пасхальную ночь, первым благовествовал «Самсон» в Вознесенском храме, затем ударяли колокола в Землянске, а потом уже в Верхнем Турово. 

К этому времени село Избище протянулось на 21 км. – от Избищенского разъезда до Новой Ведуги, население было около 9 тыс. человек. В 1927 году село разделили на две административные части: так называемый Верхний конец назвали Андреевкой, а за Центром и Нижним концом осталось название Избище.

В 1938 году церковь была закрыта. Ее превратили в зернохранилище. Священнику запретили исполнять какие-либо требы. В селе не нашлось никого, кто бы согласился снять с церкви колокола. Для этого приехали люди из райцентра. Маленькие колокола быстро посбрасывали, а вот с «Самсоном» долго боролись. Падая, он застрял в проеме. Когда колокол еле-еле «спихнули» с сорокаметровой высоты, при ударе о землю он издал сильный стон, и встал ровно, только осколок откололся, прям как у Царь-колокола.

Когда пришли немцы, священник возобновил службу в храме. Фашисты на него внимания не обращали.

В 1943 году при отступлении немцы взорвали церковь. Господь уберег 45-метровую колокольню и стены. Но в 50-е годы по распоряжению местного руководства, стены разобрали на кирпич.

После 1945 года село медленно начало подниматься из руин.

Но Господь не оставил эту землю без надежды и веры. Более 30 лет назад по воле Божией прибыл на это место молодой батюшка, рассчитывавший на недолгое пребывание здесь. Его встретила послушница Евдокия и успокоила: «Да ты не переживай – ты у нас теперь до смерти будешь». А потом пришла раба Божия Ирина, у которой жил старец Сергий и, как бы расшифровала сказанное: «Умирая, старец говорил, что придет в Избище священник по имени Борис, и при нем приход прославится. Монастырь откроется, от которого пойдет возрождение былой жизни».

Когда в Избище пришел служить батюшка Борис, он застал 11 монахинь. Они были хранительницами той службы в храме, которую завел Сергий. Кто он был? Толком объяснить не могли. Знали, что он был в высоком духовном чине, монашествовал на Афоне, долгие годы провел в тюрьмах и ссылке.

Девяностодвухлетняя схимонахиня Иоанна из Воронежа вспоминала: «После войны бывали в Курбатово у монахинь. К ним часто приходил старец Сергий. Он появился в этих краях после войны. Мы так привыкли к чудесам от этого старца, что считали их за обычное дело. Вот идет какая-нибудь женщина на костылях, а мы уже знаем – от источника и после молитв Сергия пойдет без костылей. И расслабленные исцелялись, и незрячие, и у кого падучая была…»

Батюшка Борис говорил: «Присутствие здесь Сергия ощущается постоянно. Постоянно он являет верующим чудеса исцеления, духовной помощи. За более чем тридцатилетний срок службы на этом месте лично засвидетельствовал многое, что можно объяснить только с позиции верующего».

Сведения, собранные о Сергии, позволяют о нем говорить как о великом старце, великом молитвеннике. Со временем батюшка Борис возвел над могилами старца Сергия и старицы Хариессы часовню.

Хариесса, служила в этом же храме. Когда она умерла, лежала 7 дней в гробу в храме, все чувствовали благоухание от ее тела, и следов тления не было».

Вообще на земле той жило очень много монахинь и монахов. Некоторые похоронены на кладбище у храма, и все они молятся о тех, кто приезжает к ним, на ту святую землю.

Наш автобус приехал в Избище к началу Литургии. Все успели подать записочки, и началась служба

Особенность этого места ощущалась. Было какое-то непередаваемое состояние. Со стен с чудотворных икон на нас смотрели Спаситель, Божия Матерь, святые. Из Алтаря вышел батюшка с кадилом, и от него повеяло особым духом – Духом молитвы.

Служба прошла на одном дыхании. Перед причастием все исповедались, а потом приобщились Святых Христовых Таин.

Батюшка провел водосвятный молебен, окропил всех присутствующих со словами: «Благодать Святага Духа со всеми вами», а после отслужил панихиду

Нам всем очень хотелось узнать историю тех икон, которые были в храме. По благословению батюшки раба Божия Светлана провела краткую экскурсию, со слезами на глазах рассказывая о тех чудных событиях, при которых обретались храмовые иконы    

И вот что мы узнали:

«В храме есть икона с изображением и частицами мощей святых Амфилохия и основателя Почаевского монастыря Иова Почаевских. Святой Амфилохий являлся первым духовником батюшки Бориса. Храм с. Избище – единственный в России, где хранится частица мощей этих святых русской православной Церкви.

Далее наши взгляды были переведены на образ Божией Матери «Знамение». Многие молившиеся перед этой иконой получили исцеление и духовное укрепление. На иконе были видны чудным образом проявившиеся части ликов старого предыдущего образа. Это был глаз на шее Пресвятой Богородицы и глаз на одежде Спасителя. После этого события икону не реставрируют.

Икона Смоленской Божией Матери. В одной семье у этой иконы за жизнь и здравие ушедших на битву мужчин молились женщины. С Отечественной войны 1812 года и во все последующие годы из этого рода не был ни убит, ни ранен ни один защитник Отечества

Икону Божией Матери «Всецарица» в дар привезли из Афона. Икона была вся увешана дарами от прихожан, молившихся перед нею и получивших помощь и исцеление от Божией Матери.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» - чудотворная. До революции часовня на источнике близ села Нижнее Турово ушла под землю. На воде осталась только эта икона. Святыня была передана в Избищенский храм.

Образ Иосафа Белгородского. Этот образ был спасен в 30-е годы прошлого столетия одной местной жительницей. Три иконы были приготовлены на растопку печи. Безбожники спросили, а что она может дать взамен? В зимнюю холодную пору верующая сняла в своем доме полы…

История всех икон очень необычная. О них можно было рассказывать несколько часов, но так как детки проголодались, экскурсия завершилась на повествовании об этих образах и все отправились в трапезную. 

В трапезной нас ждал необыкновенный обед. Щи, казалось, были приготовлены из мяса. Сытные, наваристые и очень вкусные. После второго детки с удовольствием отведали оладушки с сахаром и медом, запив все чаем и компотом.

Низкий поклон батюшке Борису, рабе Божией Валентине и всем трудящимся там за такой радушный прием!

После трапезы паломники посетили часовеньку с могилками Великого старца Сергия и схимонахини Хариессы, после чего отправились в с. Верхнее Турово к источнику Казанской Божией Матери.

Набрав там воды, мы поднялись вверх несколько метров до храма. Уже шла вечерняя служба. Храм был освящен в честь Николая Чудотворца. Подав записочки, помолившись, мы отправились навестить монахиню Василису.

Дверь нам открыла маленькая, старенькая матушка, но лицо ее сияло особым светом благодати и радости. Она встретила нас так, как будто знала, что мы вот – вот должны к ней прийти и радостно сказала: «Проходите. Господь прислал мне ангелов».

В ее маленьком теплом уютном домике мы пели тропари святым, многое лета, матушка звонила в колокольчик, стоящий у большого иконостаса. Она пригласила нас приехать к ней еще.   

Радостные и удовлетворенные, мы отправились домой в Воронеж.

 

           Великий старец Сергий и старица Хариесса, молите Бога о нас!

                                                                                  Родители 1 «А» класса

На сайт

Воронежской и Борисоглебской епархии

На сайт

Воронежской Православной Духовной Семинарии

Храм
свт. Митрофана Воронежского в  Успенской Золотниковской пустыни

Православный календарь

П О И С К
в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru


Rambler's Top100

Наверх
Главная | О гимназии | Документы | Галерея | Контакты | Ссылки | Свт. Митрофан