Сайт традиционной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского Традиционная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского
Храм Рождества Христова на Чижовке

 

Храм Рождества Христова на Чижовке

 

В рамках работы гимназического  Научного общества учащих и учащихся «Эврика» в ноябре-декабре 2015 года ученицы Воронежской православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского Заярнова Валерия (6 "А" класс) и Заярнова Ксения (4 "Б" класс) провели краеведческое исследование на тему "Утраченная святыня. Воронеж, Храм Рождества Христова на Чижовке". Педагог-руководитель - Аделина Валентиновна Дюжакова, учитель начальных классов и вероучительных дисциплин (предмет "Введение в христианскую литературу"). Исследовательская работа гимназисток направлена на восстановление исторических сведений об утраченной святыне - храме Рождества Христова в районе Чижовского плацдарма, месте, где теперь находится здание Воронежской православной гимназии. В ходе изучения исторических сведений было выявлено, что заросший сад около здания гимназии принадлежал когда-то храму Рождества Христова на Чижовке, который в годы гонений на Православную Церковь был разрушен. На месте нынешнего здания гимназии находились постройки архиерейской дачи. В саду часто любил гулять архиерей.

                Далее даётся исследовательская историко-краеведческая работа, которая будет представлена на XIV областной краеведческий конкурс "Край Воронежский Православный" среди школьников и студентов в январе-марте 2016 года.

 

Утраченная святыня. Воронеж, Храм Рождества Христова на Чижовке

 

               В августе 2014 года Воронежская православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского переехала в другое здание в районе улицы Грамши, на улицу Державина. В этом здании бывший директор гимназии протоиерей Сергий Васин с Божьей помощью и при содействии покровителя гимназии Митрофана Воронежского сделал нам небольшой домовый храм, который и был освящен в честь Святителя Митрофана. Возле здания оказался заросший старый сад, который мы стали помогать расчищать.

              Познакомившись с местными жителями, мы стали узнавать от них удивительную историю этого сада. Оказалось, что заросший сад принадлежал когда-то храму, который в годы гонений на Православную Церковь был разрушен. В саду любил гулять архиерей.

              Нас сразу же заинтересовала история этого утраченного храма. Мы стали искать сведения о нем. Так появилась эта исследовательская работа.

 

Цель работы: восстановление исторических сведений об утраченной святыне - храме в районе Чижовского плацдарма.

Задачи:

• восстановить историю утраченной святыни - храма в районе Чижовского плацдарма;

• найти фотографический и художественный материал об облике этой святыни;

•  обработать материал для помещения его в гимназический музей и проведения музейных уроков для учащихся, родителей и гостей гимназии.

Ход работы:

1. Анализ литературных и интернет-источников.

2. Беседа с информантами и анализ интервью с ними.

3. Исследовательские выходы в район бывшего местонахождения храма и по близлежащим улицам, анализ полученной информации.

4. Написание работы и подготовка презентации к ней.

5. Подготовка и проведение музейных уроков для учащихся, родителей и гостей гимназии,

В ходе исследования нами был изучен небогатый интернет-материал по истории утраченного храма на Чижовке, статьи о нем в Православной энциклопедии[1]. Мы попытались расспросить местных жителей об истории этого храма. Информантов оказалось немного, т. к. в годы Великой Отечественной войны (храм был уничтожен именно в это время) район Чижовки подвергался тяжелейшим обстрелам, и большинство жителей погибли или переехали. Однако даже новоселы рассказали нам о том, что храм был освящен в честь праздника Рождества Христова, а сад - архиерейский, в этом месте находилась архиерейская дача. Немного ниже по улице Державина мы нашли остатки кладбища, очень старые захоронения. Эти захоронения тоже принадлежали храму. На Чижовке существовал еще один храм - Иоанно-Предтеченский. Однако, в своей работе нам хотелось бы рассказать о храме Рождества Христова, САД НАШЕЙ ГИМНАЗИИ ПРИНАДЛЕЖАЛ ИМЕННО ЭТОМУ ХРАМУ.

 

Введение. Утраченные святыни

 

 В ХХ столетии, в годы гонений на Православие были упразднены и утрачены многие святыни как в нашей стране в целом, так и в городе Воронеже. Перестали существовать:

1. Покровский девичий монастырь (1702) — частично разобран, частично приспособлен под жильё..

2. Преображенская церковь (1788—1799) — разрушена в довоенные годы..

3. Митрофановский монастырь (1718—1918) — закрыт после революции, значительно разрушен в годы войны, окончательно разобран в 1950-е..

4. Благовещенский собор (1718—1735)..

5. Архангельская церковь (1765—1768).

6. Церковь Иоанна Богослова (1748—1758, 1807) — храм взорван на рубеже 1950-1960-х годов, колокольня - в 1970-х..

7. Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке (середина XVIII века) — разрушена в годы войны, окончательно разрушена в 1950-е годы.

8. Вознесенская церковь (1754—1757) — разрушена в годы войны, колокольня разобрана в 1960-х годах.

9. Петропавловская церковь (1758) — разрушена в годы войны, окончательно разобрана в 1950-е годы.

10.Троицкий Смоленский собор (1779—1805) — закрыт в 1932, превращён в хлебозавод, разрушен в 1959—1960 годах.

11.Церковь Рождества Христова на Чижовке (1788 г.) — разрушена в годы войны.

12. Вознесенская церковь на Чугуновском кладбище (1808—1813) — закрыта в 1930-е, разрушена в 1950-х годах.

13. Всесвятская кладбищенская церковь (1836—1851) — закрыта в 1932 году, использовалась под клуб, разрушена в 1965 году..

14. Церковь Святого Духа на Терновой поляне (1838) — разобрана в 1960-х годах.

15. Церковь взыскания погибших (1863—1869) — закрыта в 1935 году, здесь разместилось общежитие, разрушен в  1960-х годах.

16. Надвратная колокольня Алексиево-Акатова монастыря (1879—1880).

17. Часовня памяти императора Александра II у духовной семинарии (1867—1869) — разобрана в начале 1920-х годов.

18. Часовня памяти императора Александра II (1880—1883) — разобрана в начале 1920-х годов.

19. Одигитревская часовня (1890-е) — снесена в 1925 году.

20.Владимирский собор (1896—1909) — взорван в 1931 году

21.Часовня на Чернавском мосту — упразднена в 1918 году.

 

 

Итак, Церковь Рождества Христова на Чижовке 

 

           Исторический центр Дальней Чижовки – был там, где стояла церковь Рождества Христова, завершенная в камне в 70-х годах XVIII века и впоследствии перестроенная, расширенная. Улица с названием Артековская появилась уже в советское время, в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Ее начали пробивать от улицы Свободной, рядом с закрытым храмом, по территории церковного участка. И далее тянули по территории бывшей дачи архиерея, которая размещалась за церковью. В начале XX века на дачном участке рос большой сад, хорошо показанный на плане Воронежа 1910 года. Возможно, здесь же в более далекое время был и «Государев сад», связанный с именем Петра. Описываемая улица получила имя всесоюзного пионерского лагеря «Артек».

 

 

 

 

 

Улица Артековская сегодня

 

       Окончательно она сформировалась в первые послевоенные годы, когда ее удлинили в западном направлении, ввысь, по склону холма. Артековская застроена частными домами. Ныне на ней не осталось никаких следов ни от сада, кроме участка на территории Православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского, ни от церкви, разрушенной в последнюю войну и не восстановленной. Сохранилось только небольшое кладбище, которое прежде примыкало к храму.

 

 

Церковь.  Утрачена.   

Престолы: Рождества Христова, первомуч, Стефана, влм. Флора и Лавра 

Год постройки: не ранее 1783.

Год утраты: Не установлен. 

Адрес: Воронеж, переулок Ангарский. 

 

ИСТОРИЯ ЧИЖОВКИ

 

 

Поселение к югу от укрепленной крепости ВОРОНЕЖ насчитывает более четырех веков. Первый историк нашего края Е.А. Болховитинов считал, что слобода получила название от промысла обитателей, занимавшихся ловлею и продажей чижей. Профессор университета В.П. Загоровский, подготовивший первое после революции переиздание труда Е.А. Болховитинова, предлагает другое объяснение, связанное с переносом топонима из-под Рязани. На месте Чижовки еще до строительства современного Воронежа существовал летний стан крестьян села Чижовского, которые вели здесь промысловую деятельность. Название сохранилось в памяти и позднее перешло на появившийся населенный пункт.

Слободу населяли служилые люди, позже превратившиеся в однодворцев - государственных крестьян. Первоначально поселение находилось на границе с городом, близ Бархатного бугра, но жители привыкли жить просторно и вольно, и вскоре Чижовка стала делиться на Ближнюю и Дальнюю. Каждая из них простиралась в конце XVIII столетия на две версты, граница между ними со временем прошла по Большой Чижовской улице (ныне улица 20-летия Октября).

В Дальней Чижовке находился Государев сад, созданный Петром I в конце XVII века и «насажденный, - как пишет Е.А. Болховитинов, - разными плодовитыми деревьями и венгерских лоз виноградом, также другими растениями и травами, которые по произведенным от самого государя опытам могли тут расти». Здесь же находился летний загородный дом, где отдыхали губернаторы, а рядом казенная дубовая роща в 120 десятин. В саду и в роще на протяжении XVIII века было «летнее всего города гулянье». Но в 1798 году Павел I пожертвовал все эти земли в «партикулярное владение». В середине XIX века тут находились Викулинская и Аврамовская владельческие дачи.

Слобода являлась крупным населенным пунктом, в конце XVIII века в ней насчитывалось 2893 человека купцов, мещан, однодворцев, дворовых, и крестьяне храмы здесь выстроили, даже два. Числились они всегда по разряду сельских, потому история их фактами небогата. Церковь Рождества Христова существовала в Дальней Чижовке и была самой южной из всех храмов, о которых ведется наше повествование.

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Краткая история ПраздникаГосподь наш Иисус Христос родился у Девы Марии в Вифлееме в царствование Октавиана Августа. Август в то время впервые назначил перепись населения по всей империи, в том числе и в Палестине. У евреев перепись была составлена по древним коленам и родам, и Дева Мария, которая происходила от рода царя Давида, должна была идти для переписи в Вифлеем – родовой город царя Давида. Обручник Девы, Праведный Иосиф, тоже происходил из этого рода.  Поскольку Пресвятая Дева ждала Дитя, и срок родов был близок, то двигались Они в пути медленно. Она с обручником Иосифом достигла Вифлеема в числе последних. Свободные места для ночлега в гостиницах найти было уже невозможно, и они разместились в каменной пещере, предназначенной для скота, здесь, среди сена и соломы, родился Господь и Бог наш Иисус Христос. В полночной тишине весть о Рождении Христа от Англов услышали пастухи. А за год ранее об этом Рождении узнали иностранные цари- волхвы, которые уж держали путь свой в город Вифлеем, руководимые чудесной Звездой. Так, Рождество Христово празднуется 25 декабря по старому стилю (7 января –по новому).

ИСТОРИЯ ХРАМА. Рождественский храм в Дальней Чижовке был построен в начале XVIII века, как уже существующий он упоминается в 1720 году. В 1732 году здесь священствовал отец Леонтий. Деревянная церковь в 1750 году была «поновлена». Через несколько лет началось неспешное строительство каменного здания рядом с прежним. В 1783 году был освящен придел в трапезной во имя святого архидиакона Стефана.

Стефан входил в число семидесяти апостолов, избранных к своему служению самим Иисусом Христом. Он стал одним из семи диаконов, которым поручалось содержание бедных христиан. Стефан он был побит камнями 27 декабря 34 года от Рождества Христова. Стефан оказался первым святым, в честь которого учредили празднование ранние христиане. К 1788 году завершилось строительство в камне всей церкви, 28 мая в ней начались богослужения.

Еще один придел имел своими покровителями великомучеников Флора и Лавра. Последний раз церковь перестраивалась в 1870 году и после этого вновь была освящена епископом Серафимом (Аретинским). Объем ремонтных работ и их содержание неизвестны. В алтаре тогда находилась примечательная икона «Моление Спасителя о чаше» неизвестного изографа. В 1805 году в храме служили священник Матфей Струков и диакон Андрей Пахомов. В приходе было 175 дворов, где проживали 1284 человека. В 1830-1840-е годы значится священник Василий Антонович Орлов.

Рождественской церкви принадлежали 38 десятин земли, которые сдавались в аренду. В 1880-е годы Рождественский храм считали своим духовным домом около 2000 верующих. Здесь действовала церковно-приходская школа. Имен священников дореволюционной поры и фактов внутри церковной жизни мало: сведения, кроме тех, что приведены в двух Клиросных ведомостях, почти не отыскались. В августе 1902 года в придельном алтаре Флора и Лавра освятили новый иконостас. В церкви тогда служили священник Феодор Курбатов, диакон Василий Петров, псаломщик Николай Кручинин. Старостой был крестьянин Иван Мамонтов. По ведомости 1911 года священником значился Владимир Проскуряков, псаломщиком - Николай Синявский, диакона при церкви не было. Старостой с 1907 года был крестьянин Михаил Панков. Приход насчитывал 310 дворов, где проживали 1335 мужчин и 1346 женщин.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ. В 1920 году именно в этой церкви свои первые богослужения провел протоиерей Иоанн Андреевский (1875-1961). Состоявший прежде в качестве личного секретаря при владыках Анастасии (Добрадине) и Тихоне (Никанорове), после мученической кончины последнего он стал подвижником веры и активным борцом с обновленчеством.

Церковь на Дальней Чижовке действовала все 1920-е годы. До 1924 года она находилась в руках обновленцев, затем из нее был изгнан священник Щербаков, и на его место перешел священник Александр Дитятин. 1 октября 1932 года он арестован, поводом послужил его протест против перехода причта закрытой Всесвятской церкви к Христорождественскому храму. Ориентировочной датой ее закрытия можно считать осень 1933 года. В ноябре этого года псаломщик П.И. Долгополов распоряжением архиепископа Захарии (Лобова) переводится в старинную Успенскую церковь, поскольку городской Христорождественский храм, где он служил прежде, закрылся. К этому времени пригородные слободы уже вошли в черту Воронежа. Из двух одноименных храмов в данном случае речь идет явно о Чижовском, ибо Придаченский был ликвидирован годом ранее. Как использовалось культовое здание в тридцатые годы, неизвестно.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ. В военном 1942 году храм оказался в эпицентре событий. В начале июля в ходе стремительного прорыва немцам удалось захватить почти всю правобережную часть Воронежа. Опасаясь контрнаступления Советский Армии с левого берега в районе Воронежской ТЭЦ-1 (ВОГРЭС), гитлеровцы превратили все каменные здания на Чижовке в укрепленные боевые точки. Историк Александр Иванович Гринько, всю жизнь посвятивший изучению роли Воронежа в Великой Отечественной войне, писал о тактике немцев летом 1942 года: «Здания училища связи, средней школы, Рождественской церкви, кирпичного завода, казармы, водонапорной башни, как наиболее прочные, были превращены в подлинные крепости и являлись узловыми центрами обороны...».

12 августа 1942 года ударная группировка 40-й армии генерала М.М. Попова развернула наступление, в ходе которого был создан Чижовский плацдарм на правом берегу. Ожесточенные бои шли несколько дней. Выбив немцев из самого высокого здания в округе, Рождественскую церковь занял штаб 125-го стрелкового полка. Храм по-прежнему оставался мишенью для пушек и минометов, но уже с немецкой стороны. В ходе боев за Чижовку, которые продолжались 203 дня, большинство зданий были полностью разрушены. От церкви, как сообщает А.И. Гринько, не сохранилось даже фундаментов и подвалов. В документальных материалах Ворошиловского района за октябрь 1944 года значится, что Рождественская церковь на улице Солодовникова полностью уничтожена.

ПОПЫТКИ ВОССТАНОВИТЬ ХРАМ. Верующие же воспринимали эти факты по-другому. Они считали, что руины церкви возможно отремонтировать и тем самым восстановить храм. 22 августа 1945 года они просили уполномоченного по делам религии содействовать в возвращении храма. В начале 1946 года, создав общину из 25 человек, они повторно обратились в облисполком за разрешением на открытие Рождественской церкви. 15 февраля им было отказано в связи с тем, что «сводчатое перекрытие здания церкви почти все разрушено, в стенах имеются пробоины, отсутствуют крыша, пол, оконные переплеты, двери, разрушения составляют семьдесят процентов, и такой капитальный ремонт не может быть выполнен самими верующими». Была ли это действительная причина для отклонения ходатайства верующих? Думаю, что здание действительно находилось в аварийном состоянии, потому что вскоре, возможно, в том же 1946 году, было снесено.

ЧТО НА МЕСТЕ ХРАМА В НАШИ ДНИ? Сейчас на местности никаких следов храма не отыскать. Переулок Ангарский, спускающийся с холма к улице Свободной, в километре от памятника защитникам Чижовского плацдарма, весь застроен частными домами. Они появились тут в начале 1950-х годов, и мало кто из жителей знает о том, что было на этом месте прежде.

         Облик церкви Рождества Христова на Чижовке не привлекал к себе внимания профессионального фотографа, тщетно искать ее на открытках. Только любительский снимок далеко не лучшего качества дает возможность представить, как выглядела окраинная церковь. Четырехъярусная колокольня с высокими арками звонов, низенькая трапезная в пять окон, одноглавая храмовая часть, кирпичная ограда вокруг храма — вот все, что можно почерпнуть из фотографии.

Церковь.  Утрачена.   
Престолы: Рождества Христова 
Год постройки: не ранее 1783.
Год утраты: не установлен. 
Адрес: Воронеж, переулок Ангарский.

Заключение.

Подводя итоги нашего небольшого исследования, можно сказать, что цель, поставленная нами, достигнута и задачи выполнены. В ходе исследования нами были собрано, хоть и в малом количестве, исторические сведения об утраченной святыни, находившейся рядом со зданием Православной гимназии, найден небольшой фото- и иллюстративный материал, обработаны сведения, переданные нам информантами - жителями окрестных домов. Мы начали подготовку музейного урока для учащихся и родителей нашей гимназии.

Очень жаль, что нет возможности восстановить храм Рождества Христова, однако Правда Божья все же восторжествовала: недалеко от места нахождения этого храма создан и действует гимназический храм в честь святителя Митрофана Воронежского, а в саду играют юные гимназисты Православной гимназии! Большое спасибо тем, кто подарил нам этот храм и сад!

 

Источники и литература

1. Православная энциклопедия. Т.5: коллектив авторов. -  М.: Изд. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - 600с.

2. Цыпин В.А. прот.  История Русской Православной Церкви. 1917 - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. - 816 с. www.pravenc.ru/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki

4. www.temples.ru/card.php?ID=20480

 

 

На сайт

Воронежской и Борисоглебской епархии

На сайт

Воронежской Православной Духовной Семинарии

Храм
свт. Митрофана Воронежского в  Успенской Золотниковской пустыни

Православный календарь

П О И С К
в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru


Rambler's Top100

Наверх
Главная | О гимназии | Документы | Галерея | Контакты | Ссылки | Свт. Митрофан