Сайт традиционной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского Традиционная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского
Памятная поездка

Памятная поездка

На осенних каникулах родители учащихся 4 класса Традиционной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского вместе с классным руководителем Зоей Сергеевной Небольсиной подарили своим детям долгожданную поездку.
Мы посетили Задонск, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Золотниковскую пустынь и Петушки. Класс Зои Сергеевны уже ездил по этому маршруту, так что некоторые посещали эти места не первый раз. Отправлялись мы из Воронежа от Благовещенского собора, заехали в Задонск, поклонились мощам Святителя Тихона. Во Владимир приехали в 7 часов утра и сразу же направились в Успенский собор.
Успенский кафедральный собор был построен в 1158-1189 годах, а сейчас  является выдающимся  памятником  древнерусской  архитектуры,  хранящий  в себе  живопись
XII-XVI веков, в том числе подлинные произведения XV века гениального русского художника преподобного Андрея Рублева. Было утро Димитриевской родительской субботы. Все мы усердно писали записки, подавали их, ставили свечи и любовались красотой собора. Громадные каменные плиты на полу, потертые и выщербленные, сотни и сотни лет истории – и мы теперь причастны ко всему этому. После Литургии мы вошли в основную часть собора, где смогли приложиться к мощам многих святых: благоверных князей Георгия, Андрея, Глеба, Ярослава, княгини Агафии Всеволодовны. Там же находится рака кн. Александра Невского с частицей мощей, когда-то и сами мощи покоились там. Этот собор был самым главным собором на Руси более 300 лет. В нем находятся более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Выйдя из храма на улицу после службы, мы смогли увидеть, насколько величествен собор. Его центральная глава возвышается на 33 метра, превосходя по высоте собор Св. Софии в Киеве. В этом храме долгое время находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная князем Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым когда-то обедало Святое Семейство. В настоящее время чудотворная икона находится в Москве, в храме при Третьяковской галерее. Обойдя собор, мы увидели памятник Александру Невскому и смогли полюбоваться очень красивым видом на реку Клязьму.
Далее мы дошли пешком до храма во имя великомученика Димитрия Солунского. Этот величественный и красивый храм был построен по приказу князя Всеволода Большое Гнездо в честь рождения его сына Владимира, в крещении Димитрия. Строительство началось в 1193 году, а закончилось через три года. Основную работу выполняли русские архитекторы. Стены храма богато украшены резным белым камнем. Многие из нас такое видели впервые. Сплошное каменное кружево: вырезаны фигуры людей, животных и растений. Попасть мы в него не смогли, так как он был закрыт. Подкрепившись телесной пищей в паломническом отделе и оставив там вещи, мы поехали к Золотым воротам. Золотые ворота во Владимире — символ величия и мощи Древней Руси. От экскурсовода Елены мы узнали, что постройка Золотых ворот велась одновременно с сооружением крепостного вала. Вал насыпали вручную, внутри него были построены срубы – памятники древнего оборонительного зодчества. Именно поэтому вал уцелел до наших дней. Называется он Козлов вал по имени купца, который финансировал строительство этого вала. 1164  г. – дата постройки Золотых ворот. Они были возведены по приказу князя Андрея Боголюбского, который считал, что у северной русской столицы должны быть Золотые ворота, как и у других великих городов.
Недалеко от вала находится первый каменный храм - Церковь Спаса, которая была построена по приказу князя Владимира Мономаха.
Также мы посетили Свято-Георгиевский храм, который был построен   князем Юрием Долгоруким, когда его резиденция находилась под Суздалем. Князь возвел церковь в честь своего небесного покровителя на княжеском дворе. Строительство началось в 1129 году, а завершилось в 1157 году в княжение Андрея Боголюбского. В древности при храме был Егорьевский женский монастырь, а потом до середины
XVIII века – мужской монастырь. В начале 30-х годов храм был закрыт. 6 мая 2006 года храм возвратили епархии. Сейчас там находятся мощи брата князя Александра Невского – Феодора Ярославовича и их матери княгини Феодосии.
Потом мы отправились в Успенский женский Княгинин монастырь. Основала  монастырь в 1200 году жена  князя Всеволода Большое Гнездо - княгиня Мария Шварновна. Она была чешской принцессой. В 1206 году приняла постриг в основанном ею  монастыре. Поводом ухода в монастырь послужила смертельная болезнь княгини. У них с князем родилось восемь детей, а князь Димитрий Донской приходится им праправнуком. В главном храме находятся мощи княгини, которая была причислена к лику святых, а также мощи св. Авраамия Болгарского.
Затем мы направились в Богородице-Рождественский мужской монастырь. Он был основан в 1192 году князем Всеволодом Большое Гнездо. Именно в нем состоялось погребение князя Александра Невского в 1263 году. Датой закладки монастыря считается 22 августа 1191 года при епископе Иоанне. Главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия Ковровского (Сахарова). 15 октября 2000 года состоялось обретение мощей, которые 29 октября были перенесены в монастырь. Святитель Афанасий являлся настоятелем монастыря, и впоследствии там же в 1920 году его возвели в сан архимандрита. Также в монастыре находятся мощи преп. Алексия (Соловьева) и священноисп. Петра (Чельцова). С историей монастыря связано имя святителя Феофана Затворника Вышенского, в настоящее время в монастыре действует Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария. Совершив небольшую прогулку по монастырю и приложившись к мощам, которые находятся в храме Рождества Христова, мы покинули намоленное место и направились в Боголюбово.
Боголюбский монастырь Рождества Богородицы - это женский монастырь, был образован 859 лет назад, когда столицей Руси стал Владимир. Все знают, что когда князь Андрей Боголюбский направлялся на жительство в северные земли, то именно там явилась ему Божия Матерь во время его молитвы в шатре, когда кони не могли сдвинуть повозку с иконой. Именно на этом месте находится сейчас часовня. В этом монастыре, в ночь на 29 июля 1174 года, в результате заговора придворных бояр Кучковичей был убит князь Андрей. Он был ранен, пытался спрятаться от них в башне, полз по лестнице, оставляя следы крови. По этим следам враги нашли его и убили. Эта башня стоит там и сейчас, и в окошко можно видеть ту самую лестницу.
Экскурсию по территории монастыря проводила мать Дорофея. Она объяснила нам, что фактически князь Андрей Боголюбский стал первым царем на Руси. Он объединил 3 княжества и построил 13 городов. Явление Матери Божией было первым на Руси именно в Боголюбово, где Она повелела основать на этом месте монастырь в честь Ее Рождества.
После Боголюбова мы поехали посмотреть Церковь Покрова на Нерли. Это храм, который построил князь Андрей на месте, где умер его сын Изяслав, возвращаясь, раненый после сражения с волжскими булгарами. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Храм построен в 1165 году, в настоящее время является памятником каменного зодчества и по решению ЮНЕСКО внесен в Список Всемирного наследия в 1992 году. Место гибели сына князя находится между двух рек. Перед началом постройки пришлось насыпать холм, и поэтому эта церковь так возвышается, что ее видно издалека. Кругом поле, через него проложена дорожка для пешеходов, по которой идут люди, наблюдая дивную красоту. Храм, словно белая свеча, тянется в небо. Когда мы вышли из автобуса, вдруг пошел снег, подул ветер, и пока шли, многие замерзли. Не представлялось, как же мы будем возвращаться. Но после молитвы в церкви дети радовались снегу, покрывшему поле. Возвращаясь, они весело играли в снежки и радостные бежали к автобусу.
Потом мы поехали в Суздаль, чтобы помолиться за вечерней службой. Господь привел нас в женский Ризоположенский монастырь города Суздаля. Это один из древнейших монастырей Руси. Он был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном. Сейчас там находятся мощи одной из самых почитаемых святых суздальской земли – преподобной Евфросинии
Суздальской. Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью черниговского князя Михаила, казненного в орде татарами. Своими подвигами, подвижнической жизнью и даром исцелений Евфросиния возвысила значение монастыря. Когда в 1238 году орды хана Батыя захватили город, то весь Суздаль был сожжен, а монастырь чудом уцелел – его скрыл густой туман. После того случая монастырь приобрел большую известность по всей стране.
Игуменья Екатерина благословила нас посетить храм Казанской иконы Божией Матери.
В храме находятся мощи первого святителя Ростово-Суздальской земли, святого епископа Феодора, и мощи святого епископа Суздальского Иоанна. По пути мы зашли в Кресто-Никольский храм. В 1654 году в Суздале свирепствовало «моровое поветрие» (массовая эпидемия), унесшее за короткий срок много жизней. По древнему обычаю суздальцы решили отслужить молебен в городе на средокрестии (пересечении) дорог. Крестом дороги сходились в этом месте. В знак избавления от «морового поветрия» была поставлена часовня, которая в 1770 году была заменена каменной церковью в честь Креста с приделом Николая Чудотворца. Церковь эта небольшая, кубообразной формы с барочными наличниками, перекрытая на четыре ската, с одной главкой. В XIX веке западная ее часть была перестроена и пристроена новая колокольня.
Казанская церковь находится на Торговой площади Суздаля, в нескольких метрах от летней Воскресенской церкви, образуя с ней единый ансамбль «парных» храмов. В писцовой книге Суздаля от 1628 года Казанский храм упоминается, как «придел Пречистой Богородицы Казанской с трапезою деревянная клецки во имя Леонтия Ростовского Чудотворца». Пожар 1719 года уничтожил обе деревянные церкви, и вместо них воздвигли ныне существующие каменные: «холодный» храм в честь Воскресения Христова (1720 г.) и «тёплый» — во имя Казанской иконы Богоматери (1739 г.), предназначенный для зимних богослужений. Леонтьевский престол восстанавливать не стали, а к Воскресенской церкви пристроили придел святого Архистратига Божия Михаила.
С конца XVII века и до 1920-х годов в Воскресенском приходском храме хранилась Казанская-Суздальская икона Божией Матери. Эту икону написал преподобный Иоаким, монах Николо-Шартомской обители, расположенной близ г. Шуи (Ивановская область). По велению Пресвятой Богородицы, явившейся ему в сновидении, Иоаким вышел из затвора и поселился в Суздале неподалёку от Казанской церкви в небольшой хижине. На суздальской иконе Иоаким изобразил образ Богоматери по подобию явленного в Казани. В послереволюционные годы, после закрытия многих суздальских храмов Казанская-Суздальская икона была утрачена, и её дальнейшая судьба остаётся неизвестной. Сегодня мощи св. Иоакима-иконописца погребены под западной стеной Казанского храма в Суздале. Также существует предположение, что в здании Казанской церкви похоронен ключарь Рождественского монастыря Ананий Фёдоров, написавший в 1770-х годах «Историческое Собрание о Богоспасаемом граде Суздаль». В Казанском храме мы приложились к иконам и мощам епископов Феодора и Иоанна, пропели тропари Божией Матери и святым угодникам.
День получился очень насыщенным. На ночлег мы вернулись в паломнический центр города Владимира. На следующий день всем предстояло встать очень рано – в 5 часов утра, чтобы успеть на службу в Свято-Успенскую Золотниковскую пустынь.
К Золотниковской пустыни мы подъехали в 7 часов. Это место пострига святителя Митрофана Воронежского – особое место для православных воронежцев. Ворота раскрылись, мы въехали. Нас встречал сам настоятель пустыни - игумен Лазарь (Елистратов). Многих он уже знал, все были рады встрече. Те, кто был там раньше, отметили изменения: Успенский храм был восстановлен и побелен.  Мы же направились в храм святителя Митрофана Воронежского. Это новый небольшой храм, полностью деревянный. Внутри храма очень красиво и уютно, вдоль стен стоят стасидии. Недавно здесь появилась двухчастная икона, на одной стороне которой находится образ святых Богоотец Иоакима и Анны с маленькой Пресвятой Богородицей на руках, а с другой стороны – образ святого праведного Симеона Богоприимца с Богомладенцем Иисусом Христом.
Потом началась служба. Исповедь принимал отец Кирилл, он является духовником православного приюта для мальчиков, который находится недалеко от города Шуя.
Отец Лазарь радовался, что на службе было много детей, и все они были причастниками в этот воскресный день. Батюшка говорил о том, что каждое Воскресенье – это большой праздник. И вся наша жизнь может быть блаженной уже здесь на земле, если мы будем стараться исполнять заповеди Божии и приступать к церковным Таинствам, которые предлагает нам Святая Церковь. Также о. Лазарь напомнил детям о заповедях Божиих – вначале о тех, которые были даны Моисею на горе Синай, а затем - о заповедях Нового Завета, которые ведут к совершенству. Выслушав проповедь, мы все приложились ко кресту. Батюшка каждого окропил святой водой, а потом нас пригласили в трапезную.
На трапезу мы пошли в братский корпус, где женщины и девочки сели по одну сторону трапезной, а мужчины и мальчики  -по другую. За обедом нам читали историю про оборону Москвы во время Великой Отечественной войны. Мы все внимательно слушали и вкушали с большим аппетитом рыбные щи со сметаной и картофельное пюре с рыбными котлетами. Да, монастырская пища никогда не сравнится ни с какими столовыми и кафе. Это отмечают те, кто бывал в монастырях. Кроме того, такая пища еще и целебная, потому что все готовится по благословению и с молитвой.
После трапезы девочкам разрешили поиграть на фортепиано, а мальчики под руководством отца Лазаря осваивали, как правильно ударять в било. Било изготавливают из дерева или железа. В основном, это сигнальный инструмент, но из него можно извлекать и мелодию, особенно, если есть несколько разнотоновых бил. По звучанию качественное медное било напоминает колокол, но гораздо богаче по способу извлечения звука и при работе мягкой колотушкой не дает резкого звона при ударе. В некоторых случаях в монастырях использовали било вместо колоколов. Например, если обитель находилась в лесу, в котором жили разбойники – удары била не привлекают так внимание. Кроме того это был выход для монастырей, находившихся на оккупированной врагами территории, так как некоторые оккупанты не позволяли звонить в колокола, например, турки.
Поле обеда мы пошли осмотреть восстановленный храм – Успенский собор. Рядом с храмом мы увидели оградку, за ней - надгробные камни, которые хранят имена людей, захороненных в монастыре и отдавших много времени и сил этой обители. Одна могильная гранитная плита особенно хорошо сохранилась, на которой было выбито: Скалон Степан Степанович, коллежский асессор, кавалер, скончался в 1841 году. Скалон – это древний дворянский род французской фамилии. А.А. Скалон – герой войны под Смоленском 1812 года, а Степан Степанович приходится ему племянником. Эта семья много благотворила монастырю.
В этом году монастырю исполняется 390 лет со дня основания. В 1632 году царь Михаил Федорович Царской Грамотой передал в дар монастырю близлежащие земли. А началось все с того, что инок Иоанн Головцин искал уединения, пришел в эти места и стал здесь жить. И когда он устраивал свое жилье, то обнаружил икону Казанской Божией Матери.
Эту пустынь посещали и знатные люди. Князь Дмитрий Пожарский с сыновьями приезжал сюда молиться. Здесь бывали князья Хованские, Щербатовы, Шереметьевы. Князь Николай Шереметьев принял постриг в монастыре и был здесь похоронен. В этой обители еще похоронены князья: Сергий, Федор, Михаил, княгиня Анна Шереметьевы. В южном правом приделе Успенского собора устроена усыпальница, там, под полом, находится склеп семьи Шереметьевых. Возможно со временем здесь будет монастырская костница, так как при реставрационных работах были обнаружены 2 скелета и 3 черепа.
Монастырь стал возрождаться в 2007 году. В 2009 году был построен деревянный храм в честь Митрофана Воронежского, а в 2010 году он был освящен.  Отец Лазарь напомнил нам, что святитель Митрофан хотел, чтобы его похоронили в Золотниковской пустыни.
До закрытия монастыря в 1939 году в монастыре еще была надвратная церковь в честь Всех Святых со звонницей. Также были гостиница и школа.
В главном Успенском соборе имеются два придела, один  - в честь Преображения Господня, а другой - в честь Воздвижения Креста. Также в пустыни, в Казанской церкви находился придел в честь святителя Митрофана.
Батюшка беседовал с детьми, наставлял их, затем взрослые задавали ему свои вопросы. Уезжали мы довольные и радостные.
Дальше наш путь лежал в Петушки – последнее место жительства святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Когда-то это был обычный маленький деревянный дом – маленький и неприметный. Теперь же его достроили и красиво отделали деревом. На стене дома мы увидели деревянный портрет святителя, а во дворе очень красивый колодец. Заходили мы в дом все по очереди, всем там было просто не разместиться. Нас повели в комнату, где жил святитель. Комната разделена перегородкой на две части. В той части, куда нельзя было заходить, находился престол – здесь святитель часто служил Литургию. Еще здесь сохранилась и стоит кровать святителя, а на стене - иконостас. Среди икон есть те, которые вышивал бисером сам святитель.
Нам рассказали о жизни святителя Афанасия. В крещении он был наречен Сергием и жил с матерью, Матроной Андреевной, которую горячо любил всю свою жизнь, а она старалась уберечь его от всего плохого. Большую часть времени он проводил в женском обществе: своей мамы и крестной матери. Он даже выучился вышивать нитками и бисером. Потом он сам вышивал иконы и шил себе облачения. Одно из таких облачений мы могли видеть в музее. Мама святителя знала, что он будет служить в Церкви, когда вырастет, и готовила его постепенно к этому. Даже, когда он учился в духовном училище в  г. Шуя, он не жил в общежитии. Мама переехала в Шую вместе с ним, сняла там домик, и они жили вместе. В то время даже в духовном училище наблюдались слишком вольные настроения, можно было повредиться умом, и мама охраняла его от вредного общения. Впоследствии Владыка был очень благодарен своей маме за это.
Рассказчица обратила наше внимание на тот факт, что в школе Сергей плохо учился, а в 3-м классе даже был оставлен на второй год. Но он всегда был прилежен, всегда старался учиться добросовестно и молил Бога, чтобы Он помог ему овладеть школьной премудростью. А вот семинарию во Владимире он уже закончил первым учеником. Святитель учился также 6 лет в Московской духовной академии. После ее окончания мама благословила его на монашество иконой преподобного Сергия. Это был уже 1918 год. Вскоре ему предложили сан епископа, и в 1921 году он становится епископом Ковровским.
Конечно, святитель понимал, что ему придется много претерпеть от безбожной власти, и он был к этому готов. Целых 30 лет он провел в ссылках и лагерях. Всегда паства старалась ему помочь. Люди ездили к нему и привозили продукты, а Владыка делился со всеми заключенными, невзирая на то, кто перед ним: священник-собрат или же вор-уголовник. Было и такое, когда уголовники издевались над ним, наносили ему глубокие раны, засыпали их солью и спрашивали, не больно ли ему, а он отвечал, что нет. В лагерях он работал бухгалтером, инкассатором. Однажды у него пропала 1 тысяча рублей, и он сказал, что сам их потерял. Святитель постоянно молился. В феврале 1930 года он заболел тифом, но чудом выжил. Он лежал внизу на многоэтажных нарах, и сверху на него лились нечистоты.
Все это рассказала нам матушка Людмила. Здесь нам удалось приобрести замечательную книгу «Петушки обетованные» автора Г.И. Катышева, из которой мы почерпнули много интересной информации.
Именно в духовной академии святитель понял, чему он посвятит свою жизнь: литургика, богослужебный устав, история Русской Церкви. И даже, когда он находился в заключении, он не прекращал этой своей деятельности. Именно в тюрьме обсуждалась и составлялась служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим. И там же, в тюрьме, она впервые состоялась. Работа над этой службой не прекращалась до последних дней жизни святителя.
Во время пребывания владыки в Туруханском крае, 29 ноября 1930 года скончалась Матрона Андреевна – мама святителя Афанасия. Для него это было страшным ударом. Оборвалась его самая сильная земная привязанность. «Горе было так велико, переживания так тягостны, что письмами своими я перепугал друзей. В моем одиночестве единственным облегчением скорбей, единственным утешением было богослужение. Господь именно с этого времени дал мне возможность совершать Литургию…». После смерти Матроны Андреевны владыка начал работу над своим трудом «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». На первом листе рукописи было написано: «Посвящаю памяти любимой матери…».
«Перед началом Великой Отечественной войны владыка все еще находился в заключении. Именно в это время он составил «Молебное пение об Отечестве», исполненное глубокого покаяния и великой молитвенной силы. Оно охватывало все стороны жизни нашей страны.
19 мая 1954 года епископ переехал в Зубово-Полянский дом инвалидов. Этот дом инвалидов, по своим условиям, мало чем отличался от тюрьмы, но туда все-таки приезжали его друзья. И только 5 февраля 1955 гола было вынесено заключение об освобождении владыки Афанасия из дома инвалидов под опеку Г.Г.Седова. А в октябре монахиня Маргарита обходила все областные власти и добивалась разрешения на переезд владыки в Петушки. И это удалось. Переезд был неожиданным, никто и не надеялся, что это осуществится, даже и помещение для владыки было еще не готово. Долгое время с жильем были проблемы, но с помощью почитателей и друзей удалось купить домишко, где и проживал святитель до конца своей земной жизни.
Наконец-то святитель Афанасий мог сам планировать свой день, к нему могли теперь приезжать его единомышленники и духовные чада. Многие приезжали и оставались жить неподалеку. Петушки становятся духовным центром Владимирской епархии, негласным. Но силы были подорваны. Тем не менее, Владыка не отказывал никому, кто нуждался в нем. «Последний год жизни Владыки - это море любви», - так пишет о нем одна из его духовных чад.
И мы, находясь в доме Владыки, тоже почувствовали эту любовь. Этой любовью был пронизан воздух в доме. Ее волны обнимали нас, она изливалась на нас отовсюду. Было легко дышать и не хотелось уезжать. Некоторые детки, которые были с родителями, зашептали им на ушко: «Я хочу здесь остаться». Но время неумолимо. Нас помазали маслицем, накормили вкусным борщом, дали всем по пакетику конфет и печений. И вот мы уже надеваем наши пальто и гуськом направляемся к нашему автобусу.
И замелькали в окнах придорожные огни. Дорогой почитали акафист Митрофану Воронежскому, а к 3 часам утра уже вернулись в родной Воронеж.
Мы очень благодарны всем, кто организовал эту поездку, всем, кто встречал и провожал нас во Владимире, в Боголюбове, в Суздале, в Золотниковской пустыни, в Петушках, нашему водителю Даниилу, экскурсоводу Елене. Всем, всем низкий поклон.

Кондрашина Лариса Михайловна, мама Анастасии, ученицы 4-го класса.

 

 

     

На сайт

Воронежской и Борисоглебской епархии

На сайт

Воронежской Православной Духовной Семинарии

Храм
свт. Митрофана Воронежского в  Успенской Золотниковской пустыни

Православный календарь

П О И С К
в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru


Rambler's Top100

Наверх
Главная | О гимназии | Документы | Галерея | Контакты | Ссылки | Свт. Митрофан